Статус документа
Статус документа

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

(РБ-164-20)



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2020 г. N 108

Введено в действие с 12 марта 2020 г.


Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по оценке уровня безопасности пунктов хранения и проведению анализа несоответствия требованиям действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии") (РБ-164-20) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пункта 19 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии". Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34701); пункта 78 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35819); разделов 1.5, 11.5, пункта 382 приложения N 3 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов" (НП-099-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2017 г. N 219 (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 г., регистрационный N 47471); разделов 1.5, 3.1, 11.5, пункта 423 приложения N 3 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов" (НП-100-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2017 г. N 218 (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 г., регистрационный N 47477).

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Бочкарев В.В., Плевака А.В., Устинина И.А. (ФБУ "НТЦ ЯРБ").

При разработке учтены замечания и предложения ГК "Росатом", Ростехнадзора, СиДВМТУ, АО "Концерн Росэнергоатом", АО "СХК", ПАО "ППГХО", ФГУП "НО РАО", ФГУП "РАДОН", ФГУП "РосРАО", ФГУП "ПО "Маяк".

I. Общие положения

     

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по оценке уровня безопасности пунктов хранения и проведению анализа несоответствий требованиям действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (РБ-164-20) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пункта 19 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34701); пункта 78 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35819); разделов 1.5, 11.5, пункта 382 приложения N 3 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов" (НП-099-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2017 г. N 219 (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 г., регистрационный N 47471); разделов 1.5, 3.1, 11.5, пункта 423 приложения N 3 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов" (НП-100-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2017 г. N 218 (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 г., регистрационный N 47477).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по оценке текущего уровня безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов и проведению анализа несоответствий пунктов хранения радиоактивных отходов требованиям действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по эксплуатации пунктов хранения радиоактивных отходов, для которых разработан или разрабатывается самостоятельный отчет по обоснованию безопасности.

В случае если в состав пункта хранения радиоактивных отходов входят несколько хранилищ радиоактивных отходов, оценка текущего уровня безопасности пункта хранения радиоактивных отходов заключается в оценке текущего уровня безопасности каждого из этих хранилищ.

4. Перечень используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

II. Общие рекомендации по проведению оценки текущего уровня безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов

     

5. Целью оценки текущего уровня безопасности ПХРО является определение достаточности и эффективности мер по обеспечению безопасности ПХРО, предпринимаемых эксплуатирующими организациями, а также выявление недостатков в обеспечении безопасности ПХРО, прогнозирование и предупреждение возможных угроз безопасности (радиационных аварий), отслеживание положительных и негативных тенденций в обеспечении безопасности ПХРО.

6. Оценку текущего уровня безопасности ПХРО рекомендуется проводить не реже одного раза в год с предоставлением результатов в годовых отчетах. В ООБ рекомендуется актуализировать результаты оценки текущего уровня безопасности не реже одного раза в три года.

7. Оценку текущего уровня безопасности ПХРО рекомендуется пересматривать в случае завершения работ по реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности ПХРО, и актуализировать ее в ООБ.

8. Оценку текущего уровня безопасности рекомендуется проводить на основании анализа состояния ПХРО и анализа несоответствий ПХРО требованиям действующих ФНП.

9. Оценку текущего уровня безопасности ПХРО рекомендуется проводить, используя принцип консервативности, то есть в случае отсутствия достоверной информации предполагать наихудший вариант развития событий.

10. Перед проведением оценки текущего уровня безопасности рекомендуется:

провести анализ и оценить состояние ПХРО;

провести анализ и оценить несоответствия ПХРО требованиям ФНП.

III. Рекомендации по анализу состояния пункта хранения радиоактивных отходов

     

11. Анализ состояния ПХРО рекомендуется проводить на основании сочетания показателей безопасности, которые, в свою очередь, определяются на основании характеристик ПХРО. Для анализа состояния ПХРО рекомендуется использовать показатели безопасности, характеризующие:

состояние барьеров безопасности и возможность управления распространением радионуклидов (далее - СБ);

состояние РАО и периодичность осуществления контроля за их состоянием (далее - СО).

12. Показатели безопасности СБ и СО определяются по сочетаниям следующих характеристик ПХРО:

наличие проекта ПХРО;

состояние барьеров безопасности ПХРО;

состояние РАО;

возможность управления распространением радионуклидов в окружающую среду.

13. Для анализа состояния барьеров безопасности ПХРО рекомендуется определить, выполняют ли они функцию изоляции РАО от окружающей среды в полном объеме на основании выполнения следующих условий:

дефекты, повреждения и деформации (например, трещины, сколы, искривления, прогибы, коррозия элементов), снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания (сооружения), находятся в диапазоне значений, установленных проектом ПХРО и (или) нормативными документами;

контролируемые параметры химического и радионуклидного состава вод в контрольно-наблюдательных скважинах на площадке ПХРО не превышают установленных проектом ПХРО значений;

осуществлены мероприятия по продлению назначенного срока эксплуатации ПХРО.

14. Если состояние барьеров безопасности ПХРО характеризуется снижением изолирующей способности и продолжение их эксплуатации возможно при условии проведения мероприятий по восстановлению изолирующей способности и контроля их состояния, продолжительности и условий эксплуатации, то считается, что барьеры безопасности ПХРО выполняют функцию изоляции РАО от окружающей среды не в полном объеме.

Данное состояние определяется выполнением одного из следующих условий:

дефекты, повреждения и деформации (например, трещины, сколы, искривления, прогибы, коррозия элементов), снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания (сооружения), превышают значения, установленные проектом ПХРО и (или) нормативными документами;

контролируемые параметры химического и радионуклидного состава вод в контрольно-наблюдательных скважинах на площадке ПХРО превышают установленные проектом ПХРО значения;

назначенный срок эксплуатации ПХРО истек, продление сроков эксплуатации не проводилось или не завершено.

15. Для определения цветовой зоны показателя безопасности СБ рекомендуется использовать следующие сочетания характеристик ПХРО, представленные в виде последовательности слева направо:

"зеленая" зона - наличие проекта ПХРО, барьеры безопасности выполняют функцию изоляции РАО от окружающей среды в полном объеме;

"белая" зона - отсутствие проекта ПХРО, барьеры безопасности выполняют функцию изоляции РАО от окружающей среды в полном объеме;

"желтая" зона - отсутствие барьеров безопасности ПХРО (либо они выполняют функцию изоляции РАО от окружающей среды не в полном объеме), эксплуатирующая организация обладает возможностью управления распространением радионуклидов в окружающей среде;

"красная" зона - барьеры безопасности ПХРО выполняют функцию изоляции РАО от окружающей среды не в полном объеме, отсутствует возможность управления распространением радионуклидов.

16. Анализ состояния РАО рекомендуется проводить на основании учетных данных, сведений инвентаризации (об их агрегатном состоянии, наличии упаковки, переработке (кондиционировании) и результатов контроля за состоянием РАО.

17. Для определения цветовой зоны показателя безопасности СО рекомендуется использовать следующие сочетания характеристик РАО, представленные в виде последовательности слева направо:

"зеленая" зона - отходы представляют собой твердые материалы с низкой или средней способностью к деградации (например, кондиционированные РАО, ОЗИИИ, упакованные в сертифицированные для длительного хранения контейнеры), контроль за состоянием РАО осуществляется с периодичностью, установленной в инструкциях или регламентах;

"белая" зона - отходы представляют собой жидкости или различные виды твердых материалов (например, некондиционированные РАО, включая ОЗИИИ, грунт, ветошь в неупакованном виде или в упаковках, не сертифицированных для длительного хранения РАО), за состоянием которых осуществляется контроль с периодичностью, установленной в инструкциях или регламентах;

"желтая" зона - отходы представляют собой жидкости или различные виды твердых материалов (например, некондиционированные РАО, включая ОЗИИИ, грунт, ветошь в неупакованном виде или в упаковках, не сертифицированных для длительного хранения РАО), периодичность контроля состояния которых не установлена в инструкциях или регламентах;

"красная" зона - состав отходов и их свойства неизвестны, контроль состояния РАО не проводится.

18. По результатам анализа рекомендуется провести оценку состояния ПХРО по цветовой шкале со следующими интервальными диапазонами:

"достаточно для безопасности" ("зеленая" зона);

"приемлемо для безопасности" ("белая" зона);

"приемлемо для безопасности при выполнении специальных мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности" ("желтая" зона);

"неприемлемо для безопасности" ("красная" зона).

Матрица анализа состояния ПХРО на основании показателей безопасности приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.

IV. Рекомендации по анализу несоответствий пункта хранения радиоактивных отходов требованиям действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии

     

19. Анализ несоответствий ПХРО требованиям действующих ФНП рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1 этап: выбор ФНП, выполнение требований которых необходимо проанализировать. Рекомендуется рассматривать требования ФНП, распространяющиеся на конкретный вид ПХРО;

2 этап: определение несоответствий ПХРО требованиям выбранных ФНП. Для проверки выполнения конкретного требования ФНП рекомендуется рассматривать проектную, конструкторскую и эксплуатационную документацию, относящуюся к данному требованию. При этом для одного пункта ФНП может быть сформулировано несколько несоответствий. В качестве несоответствий рекомендуется также рассматривать замечания проведенных экспертиз безопасности (экспертиз обоснования безопасности);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs