Статус документа
Статус документа

СП 474.1325800.2019 Метрополитены. Правила обследования и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений

     7 Обследование технического состояния сооружений метрополитена, расположенных в зоне влияния нового строительства

7.1 Обследование технического состояния сооружений метрополитена необходимо выполнять согласно требованиям:

- ГОСТ Р 57208 - тоннельных сооружений;

- ГОСТ 31937 - зданий и сооружений.

7.2 Периодичность осмотров обследований технического состояния сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.

Таблица 7.1

     

Категория технического состояния

Название категории технического состояния

Техническое состояние строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания

Периодичность осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга

I

Нормативное техническое состояние

Соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения

5 лет

II

Работоспособное техническое состояние

Обеспечивается необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений

3 года

III

Ограниченно-
работоспособное техническое состояние

Эксплуатация здания или сооружения возможна при контроле (мониторинге) технического состояния либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и мониторинге технического состояния (при необходимости)

1,5 года

IV

Аварийное состояние

Исчерпана несущая способность, имеется опасность обрушения и (или) образования кренов, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта

Требуются инженерные изыскания и проект на капитальный ремонт (КР)

7.3 Запрещается эксплуатация сооружений метрополитена, техническое состояние которых согласно ГОСТ 31937 соответствует категории технического состояния IV (аварийной).

7.4 К числу основных дефектов, которые могут ослабить прочность и надежность конструкций тоннельных сооружений, относятся:

- течи подземных вод и вызванные ими просадки;

- деформации и смещения тоннельной обделки;

- вынос грунта из-за обделки;

- трещины в строительных конструкциях;

- коррозионные повреждения.

7.5 Для определения степени коррозионного разрушения бетона несущих конструкций (степени карбонизации, состава новообразований, структурных нарушений бетона) необходимо применять физико-химические методы.

7.6 При оценке опасности коррозии железобетонных конструкций необходимо определять характеристики бетона: его плотность, пористость, число пустот и др.

7.7 При оценке технического состояния арматуры и закладных деталей, пораженных коррозией, необходимо установить вид коррозии и участки поражения. После определения вида коррозии необходимо установить источники воздействия и причины коррозии арматуры.