7.1 Обследование технического состояния сооружений метрополитена необходимо выполнять согласно требованиям:
- ГОСТ Р 57208 - тоннельных сооружений;
- ГОСТ 31937 - зданий и сооружений.
7.2 Периодичность осмотров обследований технического состояния сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.
Таблица 7.1
Категория технического состояния | Название категории технического состояния | Техническое состояние строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания | Периодичность осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга |
I | Нормативное техническое состояние | Соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения | 5 лет |
II | Работоспособное техническое состояние | Обеспечивается необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений | 3 года |
III | Ограниченно- | Эксплуатация здания или сооружения возможна при контроле (мониторинге) технического состояния либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и мониторинге технического состояния (при необходимости) | 1,5 года |
IV | Аварийное состояние | Исчерпана несущая способность, имеется опасность обрушения и (или) образования кренов, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта | Требуются инженерные изыскания и проект на капитальный ремонт (КР) |
7.3 Запрещается эксплуатация сооружений метрополитена, техническое состояние которых согласно ГОСТ 31937 соответствует категории технического состояния IV (аварийной).
7.4 К числу основных дефектов, которые могут ослабить прочность и надежность конструкций тоннельных сооружений, относятся:
- течи подземных вод и вызванные ими просадки;
- деформации и смещения тоннельной обделки;
- вынос грунта из-за обделки;
- трещины в строительных конструкциях;
- коррозионные повреждения.
7.5 Для определения степени коррозионного разрушения бетона несущих конструкций (степени карбонизации, состава новообразований, структурных нарушений бетона) необходимо применять физико-химические методы.
7.6 При оценке опасности коррозии железобетонных конструкций необходимо определять характеристики бетона: его плотность, пористость, число пустот и др.
7.7 При оценке технического состояния арматуры и закладных деталей, пораженных коррозией, необходимо установить вид коррозии и участки поражения. После определения вида коррозии необходимо установить источники воздействия и причины коррозии арматуры.