Вопрос:


Приказом Министерства финансов РФ от 10 июля 2000 года N 65Н в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утвержденную приказом МФ от 30.12.99 N 107 Н) внесены изменения в порядок отражения в бухгалтерском учете средств от оказания платных услуг по основной деятельности.

Данными изменениями предусмотрено:

- начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производить по кредиту субсчета 401 "Доходы будущих периодов",

- поступление средств - по дебету субсчета 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности,

Отражение средств на субсчете 401 (если выстроить цепочку бухгалтерских записей) обязывает к применению следующих субсчетов:

- 220 "Расходы по предпринимательской деятельности",           

- 400 "Доходы отчетного периода",

Следует отметить, что на указанных субсчетах отражаются операции при осуществлении учреждениями предпринимательской деятельности:

- реализация продукции,

- торговля покупными товарами, оборудованием,

- сдача в аренду и субаренду имущества в соответствии с действующим законодательством (не относящееся к федеральной собственности),

- суммы разниц финансовых вложений в депозиты, ценные бумаги и др. т.е. деятельность, подлежащая налогообложению.

Применение соответствующих субсчетов нацеливает на определение результата, т.е. суммы прибыли (убытков), отражаемых на субсчете 410 "Прибыли (убытки)", что влечет за собой:

- определение налогооблагаемой базы,

- расчеты с бюджетом по налогу на прибыль,

- создание фондов из прибыли (субсчетов 240 "Средства на материальные поощрения и социальные выплаты", "Средства на содержание и развитие материально-технической базы").

Согласно Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 15 июня 2000 года N 54Н, все перечисленные субсчета при составлении бухгалтерской отчетности должны быть отражены в I разделе "Предпринимательская деятельность" отчетной формы 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам". Данный раздел формы имеет важное значение при подготовке данных для составления отчетности в налоговые органы, т.е. возникает обязательство по составлению формы 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Приведенные выше приказом Минфина РФ N 65 Н платные услуги по основной деятельности квалифицируются как предпринимательская деятельность. Однако у бюджетных учреждений основная деятельность, зарегистрированная в установленном порядке в правоустанавливающих документах, независимо от того платная она или нет, не относится к предпринимательской деятельности по следующим основаниям:

Гражданское законодательство

- часть 3 п.1 ст.2 Гражданского кодекса исходит из того, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли .... лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

(Ни один из указанных признаков не относится к основной уставной деятельности бюджетных учреждений, т.к. эта деятельность не является:

- самостоятельной,

- не осуществляется на свой риск,

- не преследует цели получения прибыли,

- и ни одно из них не зарегистрировано в этом качестве в установленном законом порядке.)

- ст.120 Гражданского кодекса определяет понятие учреждения, т.е. это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Налоговое законодательство

- в соответствии с п.10 ст.2 Закона РФ от 27/12/91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в качестве плательщика налога указаны, в т.ч. бюджетные, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Таким образом, для того чтобы учреждение являлось плательщиком налога, необходимо установить факт занятия им предпринимательской деятельностью.

- согласно п.8 "Разъяснений Госналогслужбы РФ по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц" от 14.09.93 N ВГ-4-01/145 Н у бюджетных организаций основная деятельность независимо от того, платная она или нет, не относится к предпринимательской.

Судебная практика подтверждает аргументированность доводов о том, что оказание бюджетными учреждениями платных услуг по основной деятельности не может рассматриваться как осуществление предпринимательской деятельности, а является одним из способов финансирования основной деятельности.

Изменения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, внесенные приказом Минфина N 65 Н:

- привели к туманности бухгалтерского учета в части учета средств по платным услугам по основной деятельности,

- вызвали сложности при определении налогооблагаемой базы,

- вступили в противоречие с законодательством.

Разобраться в этой "пестрой картинке", отделить доход, облагаемый налогом от дохода необлагаемого, т.к. операции отражаются в бухгалтерском учете на одних и тех же субсчетах, бывает очень трудно, даже опытному бухгалтеру.

Понимаем, что методология бухгалтерского учета - прерогатива Минфина, однако считаем, что она должна быть направлена на:

- упрощение бухгалтерского учета,

- четкость отражения финансовых операций,

а так же считаем, что бухгалтерский учет и отчетность должны быть прозрачными.

Просим:

- вернуться к рассмотрению вопроса отражения в бухгалтерском учете средств от оказания платных услуг по основной деятельности (сохранив первоначальную редакцию или введя дополнительные субсчета по учету),

- устранить возникшие противоречия законодательным актам

и помочь, тем самым, бюджетным учреждениям избежать ошибок при определении налогооблагаемой базы.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.