Вопрос:
Приказом Министерства финансов РФ от 10 июля 2000 года N 65Н в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утвержденную приказом МФ от 30.12.99 N 107 Н) внесены изменения в порядок отражения в бухгалтерском учете средств от оказания платных услуг по основной деятельности.
Данными изменениями предусмотрено:
- начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производить по кредиту субсчета 401 "Доходы будущих периодов",
- поступление средств - по дебету субсчета 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности,
Отражение средств на субсчете 401 (если выстроить цепочку бухгалтерских записей) обязывает к применению следующих субсчетов:
- 220 "Расходы по предпринимательской деятельности",
- 400 "Доходы отчетного периода",
Следует отметить, что на указанных субсчетах отражаются операции при осуществлении учреждениями предпринимательской деятельности:
- реализация продукции,
- торговля покупными товарами, оборудованием,
- сдача в аренду и субаренду имущества в соответствии с действующим законодательством (не относящееся к федеральной собственности),
- суммы разниц финансовых вложений в депозиты, ценные бумаги и др. т.е. деятельность, подлежащая налогообложению.
Применение соответствующих субсчетов нацеливает на определение результата, т.е. суммы прибыли (убытков), отражаемых на субсчете 410 "Прибыли (убытки)", что влечет за собой:
- определение налогооблагаемой базы,
- расчеты с бюджетом по налогу на прибыль,
- создание фондов из прибыли (субсчетов 240 "Средства на материальные поощрения и социальные выплаты", "Средства на содержание и развитие материально-технической базы").
Согласно Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 15 июня 2000 года N 54Н, все перечисленные субсчета при составлении бухгалтерской отчетности должны быть отражены в I разделе "Предпринимательская деятельность" отчетной формы 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам". Данный раздел формы имеет важное значение при подготовке данных для составления отчетности в налоговые органы, т.е. возникает обязательство по составлению формы 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Приведенные выше приказом Минфина РФ N 65 Н платные услуги по основной деятельности квалифицируются как предпринимательская деятельность. Однако у бюджетных учреждений основная деятельность, зарегистрированная в установленном порядке в правоустанавливающих документах, независимо от того платная она или нет, не относится к предпринимательской деятельности по следующим основаниям:
Гражданское законодательство
- часть 3 п.1 ст.2 Гражданского кодекса исходит из того, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли .... лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
(Ни один из указанных признаков не относится к основной уставной деятельности бюджетных учреждений, т.к. эта деятельность не является:
- самостоятельной,
- не осуществляется на свой риск,
- не преследует цели получения прибыли,
- и ни одно из них не зарегистрировано в этом качестве в установленном законом порядке.)
- ст.120 Гражданского кодекса определяет понятие учреждения, т.е. это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Налоговое законодательство
- в соответствии с п.10 ст.2 Закона РФ от 27/12/91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в качестве плательщика налога указаны, в т.ч. бюджетные, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Таким образом, для того чтобы учреждение являлось плательщиком налога, необходимо установить факт занятия им предпринимательской деятельностью.
- согласно п.8 "Разъяснений Госналогслужбы РФ по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц" от 14.09.93 N ВГ-4-01/145 Н у бюджетных организаций основная деятельность независимо от того, платная она или нет, не относится к предпринимательской.
Судебная практика подтверждает аргументированность доводов о том, что оказание бюджетными учреждениями платных услуг по основной деятельности не может рассматриваться как осуществление предпринимательской деятельности, а является одним из способов финансирования основной деятельности.
Изменения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, внесенные приказом Минфина N 65 Н:
- привели к туманности бухгалтерского учета в части учета средств по платным услугам по основной деятельности,
- вызвали сложности при определении налогооблагаемой базы,
- вступили в противоречие с законодательством.
Разобраться в этой "пестрой картинке", отделить доход, облагаемый налогом от дохода необлагаемого, т.к. операции отражаются в бухгалтерском учете на одних и тех же субсчетах, бывает очень трудно, даже опытному бухгалтеру.
Понимаем, что методология бухгалтерского учета - прерогатива Минфина, однако считаем, что она должна быть направлена на:
- упрощение бухгалтерского учета,
- четкость отражения финансовых операций,
а так же считаем, что бухгалтерский учет и отчетность должны быть прозрачными.
Просим:
- вернуться к рассмотрению вопроса отражения в бухгалтерском учете средств от оказания платных услуг по основной деятельности (сохранив первоначальную редакцию или введя дополнительные субсчета по учету),
- устранить возникшие противоречия законодательным актам
и помочь, тем самым, бюджетным учреждениям избежать ошибок при определении налогооблагаемой базы.