Экономика и жизнь N 24, 1997 год


О переоценке основных фондов в 1997 году

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" по состоянию на 1 января 1997 г. проводится переоценка основных фондов, а также оборудования, предназначенного к установке, и объектов, не завершенных строительством. В связи с этим у предприятий и организаций возникает много вопросов, ответить на некоторые из которых мы попросили заместителя начальника отдела оценки основных фондов Госкомстата России, ответственного секретаря общественного экспертного совета по оценке основных фондов при Госкомстате России М.Гордонова.

Как учитывается в системе индексов изменения стоимости основных фондов региональный аспект?

Индексы пересчета по зданиям и сооружениям составлены с учетом территориальных особенностей изменения цен на строительно-монтажные работы (СМР). После освобождения цен стоимость СМР в разных регионах существенно различается, что объясняется разницей в темпах роста затрат на производство, транспортировку стройматериалов, оплату труда строителей и т.д., спросом на строительные работы.

За последние годы с заметным опережением по сравнению со среднероссийскими значениями росли цены на строительство (особенно в 1993 - 1994 гг.) в Москве и Санкт-Петербурге, Свердловской области, Тюменской области, Красноярском крае, Иркутской области, а также Республике Карелия. Поскольку до сих пор переоценка в этих регионах, перечисленных в приложении 2 к таблице индексов Госкомстата России, проводилась по среднероссийским индексам, здания и сооружения, строившиеся здесь до 1993 г. включительно, придется переоценивать теперь с применением дополнительных повышающих коэффициентов (для затрат на строительство до 1992 г. вкл. - 1,10, в 1993 г. - 1,05).

Более высокие темпы роста цен на строительство и соответственно более высокие индексы пересчета могут свидетельствовать о начале инвестиционного оживления в названных регионах. Во всяком случае, Москва и Санкт-Петербург, Свердловская область, юг Тюменской области находятся в числе регионов с наиболее привлекательным инвестиционным потенциалом как для российских, так и для иностранных инвесторов, Красноярский край и Иркутская область обладают довольно высоким, а Республика Карелия - близким к среднему по России рейтингом инвестиционного потенциала.

(Надо отметить, что проблемам влияния характеристик имеющихся в регионах основных фондов на потребности в инвестициях и их привлекательность для инвесторов следовало бы в дальнейшем уделять должное внимание.)

Во Владимирской, Ивановской, Смоленской, Ульяновской, Читинской областях, Республике Северная Осетия-Алания, Чувашской Республике, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий-Эл, Республике Хакасия, Республике Тыва, Республике Алтай темпы роста цен на СМР были заметно ниже средних, в связи с чем по зданиям и сооружениям, строившимся здесь до 1995 г. включительно, при переоценке применяется дополнительный понижающий коэффициент (для затрат на строительство до 1992 г. вкл. - 0,85, в 1993-1995 гг. - 0,90).

При переоценке стоимости зданий и сооружений за 1996 г. (в части затрат на их строительство, приобретение, осуществленных в 1996 г.) территориальный аспект учитывается более подробно - регионы разбиты на 5 групп (от Р-1 до Р-5) в зависимости от темпов роста цен на строительно-монтажные работы в 1996 г. (Группы регионов приведены в приложении 1 к таблице индексов Госкомстата России.)

По территориям, отнесенным к группе Р-5, индексы на 1994-1995 годы устанавливаются не ниже середины соответствующих интервалов индексов для 1991-1995 гг.

Кроме того, предусмотрен дополнительный понижающий коэффициент 0,9 для объектов (всех основных фондов, а также оборудования, предназначенного к установке и незавершенного строительства), относящихся к юридическим лицам всех отраслей в 17 регионах, перечисленных в приложении 5 к таблице индексов Госкомстата, причем этот поправочный коэффициент может быть учтен и при прямой оценке. Следует заметить, что ошибочно применение коэффициента 0,9 по территориям группы Р-5. Однако в данном случае возможность использования льготного понижающего коэффициента дана именно регионам, находящимся в наиболее трудном экономическом положении, отличающимся высоким уровнем безработицы, большими темпами спада объемов производства промышленной продукции и инвестиций, Ненецкому, Чукотскому, Усть-Ордынскому Бурятскому и Агинскому Бурятскому, Эвенкийскому автономным округам, республикам Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Псковской, Ивановской, Костромской, Камчатской областям, Приморскому краю. (В других регионах этот поправочный коэффициент могут использовать только организации отраслей, испытывающих особые трудности (машиностроение, легкая и текстильная промышленность, угольная промышленность).)

Практически применение индекса 0,9, увязанное с условиями экономической деятельности регионов и отраслей, можно расценивать как первый небольшой шаг к учету при оценке основных фондов возможных результатов эксплуатации, потенциальной доходности объектов.

Надо отметить, что здания, сооружения, а также объекты, не завершенные строительством, переоцениваются, как и в прошлые переоценки, исходя из периодов затрат на их сооружение, приобретение. Индексы для зданий следует подбирать исходя не из даты окончания строительства, а по периодам осуществления затрат. Если определить затраты по периодам за прошлые годы трудно, то можно осуществить такое распределение условно, пропорционально количеству лет, затраченных на строительство в данные периоды.

Есть ли разница между оценкой рыночной стоимости основных фондов и оценкой стоимости по рыночным ценам?

Да, есть. При переоценке определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, а также приобретенного оборудования, предназначенного к установке, и объектов, не завершенных строительством, то есть полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, ими владеющая, при условии их полной замены на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку объектов и т.д.

Наряду с полной восстановительной стоимостью при переоценке должна быть определена остаточная восстановительная стоимость основных фондов (то есть стоимость основных фондов после переоценки с учетом накопленного износа (степень износа конкретных объектов не уточняется).

Определение рыночной стоимости основных фондов - стоимости их возможной продажи - предусматривает проведение оценки тремя известными методами - затратным, доходным и методом сравнения продаж и предполагает также уточнение реальной степени износа основных фондов. Этот показатель учитывается пока лишь в форме N 11 обособленно от всей системы учета балансовой стоимости основных фондов, в строке 063, по желанию предприятий, которые могут заказать оценщикам такую оценку. В 1995 году так был оценен 1 процент основных фондов, причем результат еще требует осмысления. Стоимость возможной продажи основных фондов оказалась выше ожидаемой - она в 1,7 раза превысила их остаточную восстановительную стоимость. Вероятно, оценку стоимости возможной продажи прошли наиболее сохранившиеся фонды, намечаемые к фактической продаже, остаточная восстановительная стоимость которых вследствие завышенных норм амортизации оказалась заниженной. Кроме того, не все оценщики обладают достаточной квалификацией для определения рыночной стоимости основных фондов. Могли быть и другие объективные и субъективные причины полученных результатов.

Применять оценку "по полной схеме" при определении балансовой стоимости основных фондов (влияющей на начисление налога на имущество и амортизации) пока преждевременно вследствие:

- отсутствия достоверной информации о предстоящих доходах от их эксплуатации;

- наличия большого количества доставшихся по наследству от плановой экономики неприбыльных объектов;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs