Кодекс-info, N 52, 1997 год

Рубрика: Налоги и бизнес      

М.Семенова,

эксперт аудиторской фирмы "МКД"

Новое в налогообложении
(Обзор изменений за июнь-ноябрь 1997 года)

Налогообложение юридических лиц

В 1997 году особенно актуальной стала проблема собираемости налогов, в связи с чем усилился контроль налоговых органов за торговлей на рынках, реализацией алкогольной продукции, а также обоснованностью использования налоговых льгот.

Учитывая резко возросший поток помещаемых в средствах массовой информации рекламных объявлений, содержащих сведения о реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг) организациями и гражданами, не стоящими на учете в налоговых органах, не уплачивающими налоги и использующими наличноденежную форму расчетов, в Письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.07.97 N АП-6-16/547 "О мерах по выявлению организаций и граждан, уклоняющихся от уплаты налогов" налоговым инспекциям предписано организовать проведение массовых проверок по вопросам соблюдения установленного порядка регистрации, полноты уплаты налогов и сборов рекламодателями.

Еще одним объектом внимания налоговых органов стали случаи перемещения через границу Российской Федерации крупных партий товаров. Приоритетным направлением борьбы с уклонением от уплаты налогов объявлена организация проверок предприятий, являющихся крупнейшими экспортерами и импортерами на территории регионов.

Тенденция сокращения числа малоэффективных налоговых льгот, наметившаяся в начале года, просматривается в постановлении Правительства Российской Федерации от 3.07.97 N 821 "О прекращении действия зоны экономического благоприятствования "Ингушетия", согласно которому, начиная с 18.07.97, прекратил действие ряд налоговых льгот, предоставленных предприятиям, зарегистрированным в этом регионе. Госналогслужба отреагировала на принятие указанного документа проверками предприятий, ранее зарегистрированных в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия", по вопросам их постановки на налоговый учет по месту фактического нахождения предприятий, а также привлечения к уплате налогов и иных обязательных платежей.

Предотвратить неправомерное использования льгот по НДС и ввозным таможенным пошлинам призвано постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 600 "Об утверждении перечня иностранных и российских юридических лиц, которые участвуют в реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Королевства Норвегия о строительстве жилья для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, выведенных из стран Балтии, и освобождаются от налогов, и о внесении дополнений в перечни иностранных и российских юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск", вступившее в силу с 6 июня 1997 года.

Для целей обоснования налоговых льгот Государственная налоговая служба Российской Федерации составила реестр отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных Министерством науки и технологий Российской Федерации и действовавших в первом квартале 1997 года (Письмо Государственной налоговой службы от 4 июня 1997 года N СШ-6-07/419).

Предприятия-недоимщики находятся в центре внимания налоговых органов: уточняя механизм расчетов по счетам предприятий-недоимщиков, Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщила письмом от 25.08.97 N ВГ-6-12/609 об отмене абзаца второго письма от 1.10.96 N ПВ-6-12/687 "О порядке регистрации счетов недоимщиков" в связи с тем, что норма, содержащаяся в данном абзаце, действующим налоговым законодательством не установлена.

Совместное Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 июня 1997 года N ВП-6-10/415, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 3 июня 1997 года N ВВ-1909 "Об обращении взыскания на имущество филиалов" содержит разъяснения по вопросам обращения взыскания задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на имущество филиалов.

Арбитражная практика по вопросам налогового законодательства пополнилась новыми документами.

1. В постановлении президиума Высшего арбитражного суда от 15 апреля 1997 года N 2563/96 отмечается, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога. Эта обязанность считается исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка.

(Письмо Государственной налоговой службы от 23 июня 1997 года N ВК-6-11/464 "Об уплате налогов в бюджет")

2. Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте доведен до сведения арбитражных судов информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.97 N 18.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/634 "Об информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.97 N 18")

3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3.06.97 N 5062/96 касается вопроса применения сбора за открытие игорного бизнеса.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/638 "Об отдельных вопросах применения сбора за открытие игорного бизнеса")

4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.97 N 713/97 посвящено вопросам налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/635 "О некоторых вопросах налогообложения предприятий с иностранными инвестициями")

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.97 N 3531/96 содержит решение по вопросу возмещения расходов по уплате госпошлины при удовлетворении арбитражным судом исковых требований, предъявленных к налоговым

органам.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/636 "О возмещении расходов по уплате госпошлины при удовлетворении арбитражным судом исковых требований, предъявленных к налоговым органам")

6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.97 N 4459/96 касается особенностей возмещения убытков, причиненных незаконным решением налоговых органов.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 25 июня 1997 года N ВК-6-11/474 "О постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающегося возмещения убытков, причиненных налогоплательщику незаконным решением Государственной налоговой инспекции")

Кроме этого, опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 1 июля 1997 года N 4584/96 о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции в части применения финансовых санкций.

Статьи Уголовного кодекса, посвященные налоговым правонарушениям, были прокомментированы в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4.07.97 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов".

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.09.97 N ВЗ-6-18/654 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов").

В целом можно отметить тенденцию к ужесточению контроля со стороны налоговых органов: предприняты шаги, призванные увеличить собираемость налогов путем отмены льгот и более четкой регламентации порядка исчисления налогов.

Налог на прибыль

Принят ряд документов по налогу на прибыль предприятий и организаций, большинство из них разъясняет порядок налогообложения.

1. Законом РФ N 92-ФЗ от 28.06.97 внесены изменения в пункт 13 статьи 2 Закона РФ от 27.12.97 N 2117-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившие в силу с 2.07.97.

Изменения касаются налогообложения стоимости акций, дополнительно полученных юридическим лицом - акционером при увеличении уставного капитала акционерного общества в связи с переоценкой основных фондов, осуществляемой по решению Правительства Российской Федерации.

2. В Письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 1.08.97 N ВГ-6-02/562 "О применении индексов инфляции в 1997 году" даны разъяснения по порядку применения индекса инфляции (ИРИП) при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения в 1997 году. В документе прокомментирован порядок применения индексов с учетом переоценки основных средств на 1.01.97 и отражения корректировок налогооблагаемой прибыли.

3. Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.06.97 N 02-4-07/7 "О льготах по налогу на прибыль и налогу на имущество предприятий" подтверждается, что ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов. Особо обращено внимание на то, что не могут быть допущены к трудовой деятельности инвалиды, имеющие запись "без права работы" в соответствующих документах, связанных с наличием инвалидности.

4. В Письме от 23 июля 1997 года N ВП-6-13/541 "Об отнесении расходов по оплате обязательных отчислений на пожарную охрану" Государственная налоговая служба Российской Федерации разъясняет, что при налогообложении прибыли, обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов в соответствующих сметах, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов, включаются отдельной строкой в соответствующие сметы затрат и списываются в зависимости от списания самих производимых затрат по строительству, ремонту, реконструкции и др.

5. Письмом Государственной налоговой службы от 18 сентября 1997 года N 02-3-07 "Об отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, связанных с обязательным страхованием граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью" выражено мнение Управления налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц по вопросу отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) страховых взносов работающих по найму граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью.

Поскольку до настоящего времени не разработаны условия и порядок проведения обязательного страхования граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах нормы по добровольному страхованию. Расходы свыше нормы производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

6. В Письме Государственной налоговой службы от 24 сентября 1997 года N ВП-6-13/675 "По списанию недостач и потерь от естественной убыли" напоминается, что с 1997 года списания потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях и предприятиях производиться не должно. Предприятиям и организациям всех форм собственности необходимо до 1 октября 1997 года внести соответствующие исправления и перерасчеты по платежам в соответствующие бюджеты без начисления штрафов и пени.

7. Письмом от 19 сентября 1997 года N 04-02-11/2 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль с безвозмездно полученных средств" Министерство финансов разъяснило, что в соответствии с пунктом 2.7 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" налогооблагаемая прибыль предприятий, получивших безвозмездно от других предприятий основные средства, товары и иное имущество, увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не ниже их балансовой (остаточной - по основным средствам) стоимости, числящейся у передающих предприятий. Если предприятие получает безвозмездно средства от физического лица в любом виде: денежные, основные средства либо другое имущество, то его налогооблагаемая база не увеличивается.

8. В Письме от 3 октября 1997 года N 04-07-03 "О применении совместного письма Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 4.02.97 N 408, 10, ВЕ-6-05/103" освещена проблема определении налогооблагаемой прибыли от операций с облигациями федеральных займов (ОФЗ-ПК).

9. Письмом от 16 сентября 1997 года N 02-4-07/8 Государственная налоговая служба сообщила, что затраты по изготовлению визитных карточек не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Налог на пользователей автомобильных дорог

Совместное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 июня 1997 года N 3-Б3-54, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 26 июня 1997 года N СШ-6-07/483, Федеральной дорожной службы от 26 июня 1997 года N ВЩ-14/14, Центрального Банка Российской Федерации от 25 июня 1997 года N 475 освещает новый порядок перечисления налога на пользователей автомобильных дорог, введенный с 1июля 1997года.

Согласно Письму, налогоплательщик уплачивает налог на пользователей автомобильных дорог для формирования Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов в соответствии с инструкцией "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 N 30, с дополнениями и изменениями к ней N 6, зарегистрированными в Минюсте России 7.04.97 N 1286, по ставке 2,5% согласно статье 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" с учетом уточнений ставки, принятых законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Налог на приобретение автотранспортных средств

Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом от 10.06.97 N 07-2-08/4/459 "О налоге на приобретение автотранспортных средств" подтвердила, что автотранспортные средства, полученные предприятием по решению суда, налогом на приобретение автотранспортных средств не облагаются.

Земельный налог

Введены новые льготы по земельному налогу:

1. Федеральным Законом от 28 июня 1997 года N 93-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" полностью освобождены от платы за землю государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.

2. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 июля 1997 года N БЕ-6-18/514 "О внесении дополнений в кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации" О плате за землю" дало разъяснения по порядку применения данной льготы. В связи с тем, что указанный Закон вступил в силу со 2 июля 1997 года, перечисленные в статье 2 этого Закона предприятия до 2.07.97 уплачивают земельный налог за 1997 год в общеустановленном порядке, если в соответствии со статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9.08.94 N 22-ФЗ) органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не установили за этот срок дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, остающейся в их распоряжении.

3. Законом Российской Федерации от 18.11.97 N 145-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", вступившим в силу 22.11.97, от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs