Экономика и жизнь, N 44, 1997 год    

Ю.Камфер

М. Бойкова


Налоги и право

Обжалование в судебном порядке инкассового поручения
налогового органа

Налоговая инспекция списала с расчетного счета предприятия сумму штрафа за несвоевременное представление расчета путем выставления инкассового поручения.

Правомерны ли действия ГНИ по взысканию штрафа подобным образом или же основанием для этого является акт проверки, есть ли в этом случае основания для его обжалования? Может ли к налоговым отношениям применяться гражданское законодательство, если какой-либо вопрос в налоговом праве не решен?

    УГП ДРСУ-2, г. Наро-Фоминск,
Московская обл.


Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты налога (к которым относятся и налоговые расчеты (декларации), является одним из нарушений налогового законодательства. За это нарушение налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога, который может быть взыскан с него налоговыми органами в бесспорном порядке (ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 9 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Госналогслужбе РСФСР").

Заметим, что право бесспорного взыскания недоимок, штрафов и пени предоставлено только начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям (ст. 8 Закона о Госналогслужбе), в связи с чем акт проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, составленный налоговым инспектором, в любом случае не может быть тем актом, который подлежит обжалованию в арбитражном суде на основании ст. 22 АПК РФ, в случае его несоответствия закону и иным нормативным правовым актам, и нарушения прав налогоплательщика.

Тем не менее при этом следует иметь в виду, что решения о применении финансовых санкций в виде 10-процентного штрафа за несвоевременное представление или непредставление налоговых расчетов, деклараций и иных документов принимаются руководителями налоговых органов не на основании актов проверок (поскольку факт совершения подобных нарушений их не требует), а на основании докладных (служебных) записок налоговых инспекторов, где фиксируется факт допущенного нарушения (п.1.4 Рекомендаций по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства, утвержденных Письмом ГНС РФ от 6 октября 1993 г. N ВГ-6-14/344).

Как показывает практика, такое решение оформляется различными способами, в том числе и путем составления инкассового поручения на бесспорное взыскание присужденных финансовых санкций, которое, в случае его противоречия закону, иным правовым актам или правам и интересам налогоплательщика, может быть обжаловано в арбитражном суде по ст. 22 АПК РФ.

Однако предприятие не должен смущать тот факт, что обжалованию по ст. 22 АПК РФ подлежит лишь ненормативный акт налогового органа. Поскольку в данной статье Кодекса отсутствует специально определенная форма обжалуемого управленческого акта, Высший Арбитражный Суд РФ пришел к заключению, что любое решение ГНИ, выражающее ее волю, направленную на взыскание с налогоплательщика недоимки или финансовых санкций, может быть признано в качестве такового. Главное, чтобы это решение было санкционировано руководителем налогового органа или его заместителем.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs