Неактуальный

Бухгалтерский учет и налогообложение операций, связанных с рекламной деятельностью

Особенности определения налогооблагаемой
прибыли у рекламодателя


Для обеспечения эффективного распространения рекламной информации рекламодателю необходимо произвести определенные затраты. В соответствии с п. 2 "у" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552), такие расходы включаются в состав затрат, связанных со сбытом продукции (работ, услуг) и относимых на их себестоимость (для торговых предприятий - в издержки обращения). Причем для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость в пределах установленных норм.

Нормы расходов на рекламу установлены и введены в действие Письмом Минфина РФ от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (см. "БП" N 5, с. 7). Действующие в настоящее время нормы приведены в таблице:         


Объем выручки от реализации
продукции (работ, услуг) или
иной показатель, используемый
при определении финансового
результата, в год (включая НДС)


Предельные размеры расходов
на рекламу, принимаемых
при налогообложении прибыли


До 2 млрд руб. включительно


2 % от объема


От 2 млрд руб. до 50 млрд руб.
включительно


40 млн руб. + 1% с объема,
превышающего 2 млрд руб.


Свыше 50 млрд руб.


528 млн руб. + 0,5% с объема,
превышающего 50 млрд руб.

 

Отметим, что организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, вправе увеличивать исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 3 раза.

Для торгующих, снабженческих и сбытовых организаций при расчете предельных расходов на рекламу в год для целей налогообложения используют показатель валового дохода, который исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (Письмо Госналогслужбы РФ от 16 июля 1996 г. N ПВ-4-13/52н "Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения" (см. "БП" N 9, с. 8).

Следует иметь в виду, что в указанных пределах расходы на рекламу учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) только в целях налогообложения. В бухгалтерском учете при формировании финансового результата расходы на рекламу должны быть учтены в себестоимости продукции (работ, услуг) в полном объеме в суммах, указанных в оправдательных документах.

Для целей налогообложения предельные расходы на рекламу рассчитываются в сумме за год.

Cогласно п. 5.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Изменений и дополнений N 3 от 18 марта 1997 г.) одновременно с расчетом налога от фактической прибыли организации обязаны представлять в налоговый орган Справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли". Пунктом 4.1 "з" указанной справки предусмотрена корректировка (увеличение) налогооблагаемой прибыли на суммы превышения фактических расходов на рекламу, включенных в себестоимость (по бухгалтерскому учету), над установленными нормами.

Корректировка в целях налогообложения фактических расходов на рекламу по сравнению с их нормируемой величиной осуществляется ежеквартально (или ежемесячно, если предприятие с 1 января 1997 г. перешло на ежемесячную уплату налога на прибыль взамен внесения авансовых платежей).

Указанная выше Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", является одним из элементов налогового учета.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий рекомендовано рекламные расходы отражать по дебету сч. 43 "Коммерческие расходы" и кредиту счетов учета денежных средств и расчетов. Списание коммерческих расходов отражается по кредиту сч. 43 в корреспонденции с дебетом сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Для учета расходов на рекламу предприятия могут использовать не только сч. 43 "Коммерческие расходы". Обязательным требованием является лишь обеспечение обособленного учета расходов по рекламе с выделением их на отдельном субсчете счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) (п. 17 Инструкции Госналогинспекции по г. Москве от 21 декабря 1992 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве"). Например, для предприятий торговли и общественного питания целесообразно открытие к сч. 44 "Издержки обращения" субсчета "Расходы на рекламу".

Инвестиционные фонды затраты на рекламу относят на общехозяйственные расходы. Сумма расходов отражается по дебету сч. 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счетов учета денежных средств и расчетов. Далее все затраты на рекламу инвестиционного фонда ежемесячно списываются с кредита сч. 26 "Общехозяйственные расходы" на финансовые результаты - в дебет сч. 80 "Прибыли и убытки" (см. п. 3.5 Приложения N 1 к Письму Госкомимущества РФ от 25 мая 1993 г. N ДВ-2/3498 и Минфина РФ от 21 мая 1993 г. N 62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах").

Как известно, в соответствии с п. 12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.

Применительно к рассматриваемым вопросам этот пункт Положения следует понимать следующим образом: расходы на рекламу предприятия отражаются по дебету сч. 43 "Коммерческие расходы" только после фактического размещения рекламы, подтвержденного оправдательными документами, и в суммах, указанных в этих документах. Если предприятие осуществило предоплату (авансирование) за рекламу или оплатило вперед периодическое размещение рекламной информации в нескольких номерах (выпусках) средства массовой информации (далее - СМИ), то сумму аванса следует отразить по дебету сч. 61 "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Списание же оплаченного аванса на себестоимость возможно только после получения документов, подтверждающих фактическое размещение рекламы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В качестве первичных учетных документов, подтверждающих факт оказания рекламных услуг - размещения рекламы, могут служить: накладные; акты выполненных работ, оказанных услуг; счета-фактуры (по форме 868а).

Дополнительными материалами, подтверждающими факт размещения рекламы, могут служить: эфирные справки с указанием дат, времени и продолжительности рекламных сообщений, прошедших на радио или телевидении; экземпляры печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными сообщениями и т. п.