1989/61. Руководящие принципы для эффективного осуществления
Кодекса поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка

                   

Экономический и Социальный Совет,

ссылаясь на резолюцию 34/169 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1979 года, в которой Ассамблея приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, содержащийся в приложении к этой резолюции,

ссылаясь также на резолюцию 14 седьмого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в которой Конгресс, среди прочего, обратил внимание на руководящие принципы для более эффективного осуществления Кодекса, разработанные на Межрегиональном подготовительном совещании к седьмому Конгрессу по теме "Разработка и применение стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области уголовного правосудия", проходившем в Варенне, Италия, в 1984 году,

принимая во внимание раздел IX своей резолюции 1986/10 от 21 мая 1986 года, в которой он просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть на его десятой сессии вопрос о мерах по более эффективному осуществлению Кодекса в свете руководящих указаний по этому вопросу, сделанных седьмым Конгрессом,

рассмотрев доклад Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней о работе его десятой сессии,

руководствуясь стремлением содействовать осуществлению Кодекса,

1. принимает Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, рекомендованные Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней и содержащиеся в приложении к настоящей резолюции;

2. предлагает восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и его подготовительным совещаниям изучить пути и средства содействия соблюдению настоящих Руководящих принципов.

15-е пленарное заседание,
24 мая 1989 года

     

Приложение

     
     Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса
 поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

     

I. Применение Кодекса

А. Общие принципы

1. Принципы, содержащиеся в Кодексе, отражаются в национальном законодательстве и применяются на практике.

2. Для достижения целей и задач, изложенных в статье 1 Кодекса и в комментарии к ней, определению "должностные лица по поддержанию правопорядка" придается как можно более широкое толкование.

3. Кодекс применяется ко всем должностным лицам по поддержанию правопорядка, независимо от их ведомственной принадлежности.

4. Правительства принимают необходимые меры для ознакомления должностных лиц по поддержанию правопорядка в ходе основного обучения и на всех последующих курсах переподготовки и повышения квалификации с положениями национального законодательства, связанного с Кодексом, а также с другими основополагающими документами по вопросу о правах человека.

В. Специальные вопросы

1. Отбор, обучение и подготовка. Первостепенное значение придается отбору, обучению и подготовке должностных лиц по поддержанию правопорядка. Правительства содействуют также обучению и подготовке путем плодотворного обмена опытом на региональном и межрегиональном уровнях.

2. Жалованье и условия работы. Всем должностным лицам по поддержанию правопорядка предоставляется надлежащее вознаграждение и обеспечиваются надлежащие условия работы.

3. Дисциплина и надзор. Создаются эффективные механизмы для обеспечения внутренней дисциплины и внешнего контроля, а также надзора за должностными лицами по поддержанию правопорядка.

4. Жалобы представителей общественности. Предусматриваются особые положения в рамках механизмов, упомянутых в пункте 3, выше, для приема и рассмотрения жалоб на должностных лиц по поддержанию правопорядка от представителей общественности, а о существовании таких положений доводится до сведения общественности.

II. Осуществление Кодекса

А. На национальном уровне

1. Все должностные лица по поддержанию правопорядка и соответствующие компетентные власти должны иметь Кодекс на их родном языке.

2. Правительства распространяют Кодекс и все устанавливающие его вступление в силу внутренние законы, чтобы обеспечить ознакомление широкой общественности с принципами и правами, содержащимися в нем.

3. При рассмотрении мер, направленных на содействие применению Кодекса, правительства организуют симпозиумы о роли и функциях должностных лиц по поддержанию правопорядка в деле защиты прав человека и предупреждения преступности.

В. На международном уровне

1. Правительства информируют Генерального секретаря через соответствующие промежутки времени, не реже одного раза в пять лет, о степени осуществления Кодекса.

2. Генеральный секретарь готовит периодические доклады о ходе осуществления Кодекса, с учетом также замечаний и сотрудничества специализированных учреждений, соответствующих межправительственных организаций и неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете.

3. В качестве части докладов, упомянутых выше, правительства направляют Генеральному секретарю экземпляры выдержек из законов, постановлений и административных инструкций, касающихся применения Кодекса, любую другую информацию о его осуществлении, а также сведения о возможных трудностях в его применении.

4. Генеральный секретарь представляет вышеупомянутые доклады Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней для рассмотрения и принятия, в случае необходимости, дальнейших мер.

5. Генеральный секретарь распространяет Кодекс и настоящие Руководящие принципы среди всех государств и соответствующих межправительственных и неправительственных организаций на всех официальных языках Организации Объединенных Наций.

6. В рамках своих консультативных услуг, программ технического сотрудничества и развития Организация Объединенных Наций:

a) предоставляет правительствам по их просьбе услуги экспертов, региональных и межрегиональных консультантов с целью оказания помощи в осуществлении положений Кодекса;

b) содействует организации и проведению национальных и региональных учебных семинаров и других совещаний по вопросам, касающимся Кодекса, а также роли и функций должностных лиц по поддержанию правопорядка в защите прав человека и предупреждении преступности.

7. Региональным институтам Организации Объединенных Наций рекомендуется организовывать семинары и учебные курсы по изучению Кодекса, а также проводить исследования по вопросу о степени осуществления Кодекса в странах региона, а также о возникающих в связи с этим трудностях.


Текст документа сверен по:
"Сборник стандартов и норм ООН
в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия",
ООН, Нью-Йорк, 1992


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»