МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

     

РЕКОМЕНДАЦИЯ N 115
о жилищном строительстве для трудящихся

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 7 июня 1961 года на свою сорок пятую сессию,

постановив принять ряд предложений о жилищном строительстве для трудящихся, что является пятым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложения форму рекомендации,

принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят первого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1961 года о жилищном строительстве для трудящихся:

Принимая во внимание, что Устав Международной организации труда предусматривает выполнение Организацией целей, изложенных в Филадельфийской декларации, которая признает торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ предоставления надлежащих жилищ,

принимая во внимание, что Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, признает, что "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая... жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи",

принимая во внимание, что, как указано в Объединенной программе Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений в области жилищного вопроса и городского и сельского планирования, принятой к сведению Экономическим и Социальным Советом и Административным советом Международного бюро труда в 1949 году, Организация Объединенных Наций и Международная организация труда согласились в том, что Организация Объединенных Наций компетентна в решении вопросов в области жилищного строительства и городского и сельского планирования вообще, в то время как Международная организация труда особо заинтересована в вопросах, связанных с жилищным строительством для трудящихся,

Конференция рекомендует, чтобы каждый член Организации в рамках своей общей социальной и экономической политики применял в соответствии с условиями страны следующие общие принципы:

Общие принципы

I. Сфера применения

1. Настоящая Рекомендация распространяется на жилищное строительство для работников физического и умственного труда, включая трудящихся, работающих на собственный счет, престарелых, пенсионеров и физически неполноценных лиц.

II. Цели национальной политики жилищного строительства

2. Целью национальной политики должно быть содействие в рамках общей политики жилищного строительства строительству жилых домов и введению соответствующего коммунального обслуживания с целью обеспечения всех трудящихся и их семей соответствующим удовлетворительным жилищем и подходящими для жизни условиями. Должна предоставляться известная степень первоочередности обеспечению лиц, наиболее срочно нуждающихся в жилом помещении.

3. Должно также уделяться внимание ремонту, улучшению и модернизации существующих жилищ и средств коммунального обслуживания.

4. Цель должна заключаться в том, чтобы стоимость соответствующего и удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой либо в виде квартирной платы, либо в виде платежей с целью покупки такого жилища.

5. В программах жилищного строительства для трудящихся следует предусмотреть, чтобы в жилищном строительстве достаточная область деятельности была предоставлена частной, кооперативной и государственной инициативе.

6. Ввиду возможной непосредственной конкуренции между широкими программами строительства постоянных жилищ и программами экономического роста и развития, поскольку имеющиеся ограниченные ресурсы квалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы или ограниченные материальные ресурсы могут потребоваться как для жилищного строительства, так и для других видов производства, необходимых для расширения производственных мощностей, жилищная политика должна координироваться с общей социальной и экономической политикой с тем, чтобы жилищному строительству для трудящихся могла быть обеспечена такая степень приоритета, при которой учитывались бы как жилищные потребности, так и необходимость сбалансированного экономического развития.

7. Каждая семья, если она желает, должна иметь отдельное жилище с отдельным входом.

III. Роль государственных органов власти

8. 1) Компетентные национальные органы власти должны создать с учетом конституционной структуры страны центральный орган, с которым должны быть связаны все государственные органы власти, занимающиеся жилищным строительством.

2) Центральный Орган должен нести ответственность, в частности:

a) за изучение и оценку нужд в  области  жилищного  строительства  и коммунального обслуживания;

b) за выработку программ жилищного строительства, в том числе мер по сносу трущоб и по переселению из трущоб проживающих в них лиц.

3) Представительные организации предпринимателей и трудящихся, а также другие заинтересованные организации должны участвовать в работе такого центрального органа.

9. Целью национальных программ жилищного строительства должно быть обеспечение, в соответствии с другими национальными целями и в пределах нужд жилищного строительства и связанных с ним потребностей, такого положения, при котором все частные, общественные и государственные ресурсы, которые могут быть предоставлены для этой цели, координировались и использовались бы для жилищного строительства для трудящихся и для развития средств коммунального обслуживания.

10. Там, где необходимо значительное постоянное расширение жилищного строительства для удовлетворения на постоянной основе потребностей страны в жилищах для трудящихся, в программы экономического развития должны включаться, с учетом других национальных целей, меры по обеспечению в долговременном плане жилищного строительства необходимыми для него квалифицированной рабочей силой, материалами, оборудованием и финансами.

11. Государственные органы власти должны в той степени, в какой это необходимо и практически осуществимо, либо непосредственно обеспечивать трудящихся жилой площадью, либо поощрять обеспечение их сдаваемым в аренду или приобретаемым в собственность жилищем.

IV. Жилища, предоставляемые предпринимателями

12. 1) Предприниматели должны признавать важность для них обеспечения их трудящихся жилой площадью на справедливой основе государственными органами или независимыми частными организациями, как например, кооперативными и другими жилищными обществами, не связанными с предприятиями.

2) Должно признаваться, что в общем нежелательно, чтобы предприниматели непосредственно предоставляли жилища своим трудящимся, за исключением тех случаев, когда это необходимо из-за особых условий, например когда предприятие находится на большом расстоянии от обычных населенных пунктов или когда характер работы трудящегося требует, чтобы он мог явиться по срочному вызову.

3) В тех случаях, когда жилая площадь предоставляется предпринимателем:

a) должны признаваться основные человеческие права трудящихся, особенно свобода объединения;

b) должны полностью соблюдаться законы и обычаи страны при расторжении договора об аренде или сроке жительства на такой жилой площади по прекращении трудовых договоров;

c) взимаемая квартирная плата должна соответствовать принципу, установленному выше в параграфе 4, и ни в коем случае не должна включать в себя спекулятивную прибыль.

4) Предоставление жилой площади и коммунального обслуживания предпринимателями в качестве платы за работу трудящихся должно запрещаться или регулироваться в той мере, в какой это необходимо для защиты интересов трудящихся.

V. Финансирование

13. 1) Компетентные органы власти должны принимать надлежащие меры для осуществления утвержденных программ жилищного строительства для трудящихся путем обеспечения регулярного и непрерывного поступления необходимых финансовых средств.

2) С этой целью:

a) должны выделяться государственные и частные средства для предоставления займов по умеренным процентным ставкам;

b) такие средства должны дополняться другими подходящими видами непосредственной и косвенной финансовой помощи, например: ссудами, налоговыми льготами и снижением суммы обложения в пользу соответствующих частных, кооперативных и государственных владельцев жилых домов.

14. Правительства и организации предпринимателей и трудящихся должны поощрять кооперативные и другие жилищные объединения, не имеющие своей целью извлечение прибыли.

15. Государственные органы власти должны стремиться к тому, чтобы обеспечить возможность предоставления на разумных условиях государственных и частных займов трудящимся, которые желают приобрести или построить себе жилища, и принимать другие меры по облегчению приобретения жилых домов.

16. В качестве средства поощрения жилищного строительства для трудящихся в странах с устойчивым кредитным рынком должны создаваться национальные страховые ипотечные системы или обеспечиваться государственная гарантия частной ипотеки.

17. В соответствии с практикой страны должны приниматься надлежащие меры:

a) для поощрения накопления отдельными лицами, кооперативными обществами и частными учреждениями сбережений, которые могут быть использованы для финансирования жилищного строительства для трудящихся;

b) для поощрения капиталовложений отдельных лиц, кооперативных обществ и частных компаний в строительство жилищ для трудящихся.

18. Жилища для трудящихся, построенные с помощью общественных средств, не должны становиться предметом спекуляции.

VI. Жилищные нормы

19. Как правило, компетентный орган власти должен, с учетом местных условий, устанавливать минимальные жилищные нормы для обеспечения надежности постройки, разумных архитектурных требований, санитарных условий и удобств и принимать соответствующие меры для соблюдения этих норм.

VII. Меры по повышению эффективности строительства

20. Правительства, совместно с организациями предпринимателей и трудящихся, должны принимать меры, направленные на достижение наиболее эффективного использования существующих ресурсов в строительстве и связанных с ним отраслях промышленности, и там, где это необходимо, поощрять создание и развитие новых ресурсов.

VIII. Жилищное строительство как средство
стабилизации занятости

21. Программы жилищного строительства в масштабе страны должны планироваться таким образом, чтобы можно было ускорить строительство жилищ и проведение связанных с коммунальным обслуживанием работ в периоды экономического спада.

22. Правительства и организации предпринимателей и трудящихся должны принимать необходимые меры для увеличения годового объема жилищного строительства для трудящихся и коммунального обслуживания путем сокращения сезонной безработицы в строительстве при условии соблюдения принципов, упомянутых выше в параграфе 6.

IX. Городское, сельское и районное планирование

23. Разработка и выполнение программ жилищного строительства для трудящихся должны соответствовать правильной практике городского, сельского и районного планирования.

24. 1) Государственные органы власти должны принять все соответствующие меры для предотвращения спекуляции землей.

2) Государственные органы власти должны:

a) иметь право приобретать по справедливой цене земельные участки для жилищного строительства и коммунального обслуживания трудящихся;

b) создавать резервы должным образом расположенных земельных участков с целью облегчить заблаговременное планирование такого строительства и коммунального обслуживания.

3) Такие земельные участки для жилищного строительства для трудящихся и других средств коммунального обслуживания должны предоставляться по справедливой цене.

X. Применение Общих принципов

25. При применении установленных в настоящей Рекомендации Общих принципов каждый член Международной организации труда и заинтересованные организации предпринимателей и трудящихся, по мере возможности и желательности, должны руководствоваться нижеследующими предложениями о методах применения Рекомендации.

Предложения относительно методов применения

I. Общие положения

1. Программы жилищного строительства для трудящихся, принятые и осуществленные согласно параграфу 8 Общих принципов, должны способствовать максимальному улучшению жилищных условий трудящихся так быстро, как это позволяют такие связанные с этим факторы, как наличие национальных ресурсов, степень экономического развития, техника и имеющие приоритет работы, которые конкурируют с жилищным строительством.

2. В национальных программах жилищного строительства должно уделяться особое внимание, особенно в развивающихся странах, жилищным нуждам трудящихся, которые уже работают или должны работать в отраслях или районах, представляющих важное значение для страны.

3. При разработке и осуществлении программ жилищного строительства для трудящихся особое внимание на местах должно обращаться:

a) на численность, возрастной и половой состав семьи трудящегося;

b) на степень родства членов семьи;

c) на особые  обстоятельства  физически  неполноценных,  одиноких  и престарелых лиц.

4. В надлежащих случаях должны приниматься меры, чтобы обеспечить более эффективное использование жилищ, сдаваемых внаем, путем поощрения обмена жилищами в соответствии с потребностями в жилье, возникающими, например, в связи с изменением размера семьи или с переменой места работы.

5. Компетентные органы власти должны уделять особое внимание специфической проблеме обеспечения жилищами трудящихся - мигрантов и, в соответствующих случаях, их семей с целью по возможности более быстрого достижения равноправия в этом отношении между трудящимися мигрантами и трудящимися - гражданами данной страны.

6. Должны поощряться сбор и анализ полных статистических данных о строительстве и населении, а также проведение социологических исследований в качестве важного условия для выработки и осуществления долгосрочных программ жилищного строительства.

II. Жилищные нормы

7. Жилищные нормы, упомянутые в параграфе 19 Общих принципов, должны относиться в особенности:

a) к  минимальному  размеру  жилища  на  человека  или  на  семью  с надлежащим   учетом  необходимости  обеспечить комнаты  достаточных размеров,  определяемому одним или более из  следующих  факторов,  а именно:

i) площадь,

ii) кубатура или

iii) размер и количество комнат;

b) к снабжению питьевой водой в домах трудящихся в количестве, достаточном для обеспечения всех личных и домашних потребностей;

c) к необходимым системам канализации и уборке отходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»