УСТАВ
Учебного и научно-исследовательского института
Организации Объединенных Наций

(с изменениями от июня 1973 г.)


Статья I

Цели

В соответствии с Резолюцией 1934 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1963 года Генеральным секретарем создан Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций в качестве автономного института в рамках Организации Объединенных Наций с целью повышения, путем выполнения изложенных ниже функций, эффективности Организации Объединенных Наций в достижении основных целей Организации, в частности, в поддержании мира и безопасности и в содействии экономическому и социальному развитию.

Статья II

Функции

1. Институт выполняет две функции: подготовка кадров и проведение научно-исследовательской работы.

2. Институт обеспечивает подготовку на различных уровнях лицам, в особенности из развивающихся стран, для поступления на работу в Организацию Объединенных Наций или специализированные учреждения, а также в свои национальные учреждения, которые связаны с деятельностью Организации Объединенных Наций, в организации, связанные с ООН, или в другие учреждения, работающие в смежных областях. Эти программы могут включать как подготовку сотрудников Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, так и подготовку кадров для осуществления конкретной работы Организации Объединенных Наций на местах.

3. Институт проводит исследование и изучение проблем, связанных с функциями и целями Организации Объединенных Наций. При проведении такого исследования и изучения должное предпочтение отдается запросам Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и других органов Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений.

Статья III

Совет попечителей

1. Совет попечителей Института (в последующем именуемый "Советом") создается на широкой географической основе и представлен следующим составом:

a) не менее чем одиннадцать членов (и не более чем двадцать четыре) назначаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в консультации с председателем Генеральной Ассамблеи* и председателем Экономического и Социального Совета; в число этих членов Совета могут входить один или два сотрудника Секретариата Организации Объединенных Наций. Пребывание членов Совета в должности устанавливается сроком на три года, за исключением случаев, когда новый член Совета назначается для заполнения вакансии на неиспользованный срок предыдущего члена Совета;

________________

* Председателем Генеральной Ассамблеи является лицо, выполняющее обязанности председателя на текущей очередной сессии Генеральной Ассамблеи, а в промежутках между сессиями Генеральной Ассамблеи - лицо, которое являлось председателем на предыдущей очередной сессии.

b) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, председатель Генеральной Ассамблеи, председатель Экономического и Социального Совета и директор-исполнитель Института являются членами Совета ex officio.

2. Совет:

a) формирует принципы и политику, определяющие деятельность и функционирование Института;

b) рассматривает и одобряет рабочую программу и утверждает бюджет Института на основе предложений, представленных ему директором-исполнителем Института;

c) определяет условия приема участников проводимых Институтом программ, курсов и встреч;

d) представляет различные рекомендации, которые могут быть сочтены необходимыми или желательными для эффективного функционирования Института.

3. Совет собирается не реже одного раза в год. Он избирает своих должностных лиц и может принять такие правила процедуры, которые сочтет необходимыми. Он принимает свои решения методами, предусмотренными в его правилах процедуры.

4. Совет обсуждает методы финансирования Института с целью обеспечения эффективности его будущей деятельности, непрерывности этой деятельности и автономности Института в рамках Организации Объединенных Наций.

5. Специализированные учреждения и Международное агентство по атомной энергии в соответствующих случаях могут быть представлены на совещаниях Совета по вопросам деятельности, представляющей для них интерес. Условия такого представительства определяются правилами процедуры Совета. Представительство учреждений, заинтересованность которых вызвана их профилем деятельности, организуется на постоянной основе. Представители региональных институтов развития и других институтов в системе Организации Объединенных Наций могут приглашаться в случае необходимости.

Статья IV

Директор-исполнитель

1. Директор-исполнитель Института назначается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в консультации с Советом.

2. Служебное положение и условия работы директора-исполнителя в принципе основаны на служебном положении и условиях работы заместителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Жалованье и надбавки выплачиваются ему из средств Института.

3. Директор-исполнитель несет полную ответственность за организацию, руководство и управление Института в соответствии с общей политикой, сформулированной Советом. Директор-исполнитель, в частности:

a) представляет рабочие программы и бюджетную смету Института Совету на его рассмотрение и утверждение;

b) исполняет рабочие программы и производит расходы в соответствии с утвержденным Советом бюджетом;

c) назначает сотрудников Института и руководит ими;

d) в случае необходимости создает такие консультативные органы по подготовке кадров и проведению исследований, в том числе консультативный комитет или группу по составлению учебных и исследовательских программ Института, в которых были бы представлены заинтересованные специализированные учреждения и другие учреждения в системе Организации Объединенных Наций, а также общественные и частные организации, особо заинтересованные в деятельности Института;

e) согласовывает с правительствами и с международными и национальными общественными и частными учреждениями меры, касающиеся предложения и получения услуг, имеющих отношение к деятельности Института;

f) после консультации с председателем Совета и в соответствии с положениями пункта 2 статьи VIII (см. ниже) принимает от имени Института взносы и пожертвования Институту от правительств, международных и национальных организаций, фондов, учреждений и других неправительственных источников с целью финансирования деятельности Института и расширения его возможностей;

g) координирует работу Института с работой, осуществляемой в рамках других международных, региональных и двусторонних программ в аналогичных областях;

h) в случае необходимости представляет доклад Совету относительно деятельности Института и выполнения его рабочих программ;

i) в консультации с Советом представляет через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклад Генеральной Ассамблее, Экономическому и Социальному Совету и, в случае необходимости, другим органам Организации Объединенных Наций.

Статья V

Персонал

1. Персонал Института назначается директором-исполнителем и подчиняется ему в выполнении своих функций. Директор-исполнитель консультируется с Генеральным секретарем в отношении выбора старших сотрудников Института.

2. Служебное положение и условия работы сотрудников в основном соответствуют Правилам и Положению о персонале Организации Объединенных Наций, с учетом принятия таких особых правил или условий назначения, которые могут быть одобрены директором-исполнителем и Генеральным секретарем. Расходы по персоналу производятся из средств Института.

3. Набор персонала Института производится на возможно более широкой географической основе, и при этом прежде всего учитываются специфические требования Института.

4. Директор-исполнитель и персонал Института не должны запрашивать или получать инструкции от какого-либо правительства или каких-либо властей, не относящихся к Организации Объединенных Наций. Они воздерживаются от всяких действий, которые могут отразиться на их положении в качестве международных сотрудников.

5. Директор-исполнитель и персонал Института являются сотрудниками Организации Объединенных Наций по смыслу статьи 105 Устава Организации Объединенных Наций и других международных соглашений и резолюций Организации Объединенных Наций, определяющих статус сотрудников Организации.

Статья VI

Стипендиаты, консультанты,
корреспонденты и консультативные органы

1. Директор-исполнитель в консультации с Генеральным секретарем может назначать каждый год небольшое число лиц с особенно хорошей подготовкой для работы в качестве старших стипендиатов Института. Выбор этих лиц, которые могут приглашаться для работы в качестве лекторов или научных работников, производится в зависимости от их выдающихся заслуг в областях, имеющих отношение к работе Института; однако они не считаются членами персонала Института, но им могут выплачиваться гонорары и оплачиваться их путевые расходы. Директор-исполнитель может также учредить в Институте другие виды стипендий.

2. Директор-исполнитель может также принять меры к использованию услуг консультантов для содействия изучению и планированию деятельности Института или для выполнения специальных заданий, связанных с программами Института по подготовке кадров и проведению исследований.

3. Директор-исполнитель может назначать корреспондентов в странах или в группах стран для оказания помощи по поддержанию контактов с национальными или региональными учреждениями в деле отбора стажеров и проведения изучений и исследований или связанных с ними консультаций.

4. Кроме консультативных органов, о которых говорится выше в пункте 1 "d" статьи IV, директор-исполнитель может учреждать другие консультативные органы в составе отдельных экспертов или представителей организаций и учреждений для консультирования в отношении программы и функционирования Института.

Статья VII

Сотрудничество со специализированными
учреждениями и другими организациями и учреждениями
Организации Объединенных Наций и с другими учебными
и научно-исследовательскими заведениями

1. Помимо системы представительства, о которой говорится выше в пункте 5 статьи III, Институт принимает меры по осуществлению активного сотрудничества со специализированными учреждениями и другими организациями, программами и институтами Организации Объединенных Наций, в том числе с региональными институтами экономического развития, созданными под эгидой экономических комиссий для Латинской Америки, для Азии и Дальнего Востока и для Африки.

2. Институт может принимать меры по осуществлению сотрудничества с другими организациями или учреждениями, которые работают в области подготовки кадров и проведения исследований и которые могут быть полезными для выполнения Институтом своих функций.

Статья VIII

Финансы

1. Расходы Института покрываются за счет добровольных взносов правительств, межправительственных организаций, а также за счет фондов и других неправительственных источников.

2. Директор-исполнитель может принимать взносы от имени Института при условии, что взносы для какой-либо конкретной цели не могут быть приняты, если эта цель несовместима с целями и направлением деятельности Института. Взносы, которые могут прямо или косвенно создавать на ближайшее или отдаленное будущее финансовые обязательства для Института, могут приниматься лишь с одобрения Совета попечителей.

3. Средства Института находятся на специальном счете, созданном Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в соответствии с финансовыми положениями Организации Объединенных Наций.

4. Фонды Института создаются и используются только лишь на цели Института. Контролер Организации Объединенных Наций выполняет для Института все необходимые финансовые и учетные функции, в том числе осуществляет контроль над этими средствами и подготавливает и утверждает годовые отчеты, показывающие состояние специального счета Института.

5. Финансовые операции Института регулируются Финансовыми положениями, а также правилами и процедурами Организации Объединенных Наций; вместе с тем они регулируются такими специальными правилами, которые после консультации с Советом попечителей и Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам Организации Объединенных Наций и по согласованию с Генеральным секретарем могут быть изданы директором-исполнителем.

6. Ревизия фондов, которыми распоряжается Институт, осуществляется Комиссией ревизоров Организации Объединенных Наций в соответствии с Финансовыми положениями Организации Объединенных Наций.

7. Институт, на условиях, определяемых в результате консультации между Генеральным секретарем и директором-исполнителем, пользуется услугами общего управления, персонала и финансовых служб Организации Объединенных Наций; причем подразумевается, что в регулярном бюджете Организации Объединенных Наций никаких дополнительных расходов на эти цели не ассигнуется.

Статья IX

Местонахождение и служебные помещения

Штаб-квартира Института располагается в Нью-Йорке; кроме того, Институт может создавать другие отделения вне Нью-Йорка.

Статья X

Статус и полномочия

1. Будучи частью Организации Объединенных Наций, Институт пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, предусмотренными статьями 104 и 105 Устава Организации Объединенных Наций и другими международными соглашениями, а также резолюциями Организации Объединенных Наций, относящимися к статусу и привилегиями и к иммунитету Организации Объединенных Наций.

2. В целях осуществления своих программ Институт, с разрешения директора-исполнителя, может заключать контракты с организациями, институтами или фирмами. Институт может приобретать и распоряжаться недвижимым и личным имуществом, а также предпринимать другие законные действия, необходимые для осуществления своих функций.

Статья XI

Поправки

1. Поправки к настоящему Уставу могут быть сделаны Генеральным секретарем после консультаций с Советом попечителей.

2. Через два года после вступления в силу настоящего Устава Совет рассмотрит положения этого Устава, с тем чтобы представить Генеральному секретарю такие рекомендации относительно поправок, принятие которых Совет сочтет желательным в свете накопленного опыта.


Текст документа сверен по:
"Международное публичное право",
т.1, 1996 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»