Резолюция A.850(20)*
принята 27 ноября 1997 года

 _______________

* Опубликована на русском и английском языках в Сборнике N 8, изданном ЦНИИМФ, 1998 г.

Концепция человеческого элемента, принципы и цели организации (ИМО)


Ассамблея

ссылаясь на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, предотвращения и контроля за загрязнением моря с судов,

ссылаясь также на резолюцию А.680(17), которой она рекомендовала правительствам поддерживать тех, кто ответственен за управление и эксплуатацию судов, в предпринятии соответствующих шагов по выработке, внедрению и оценке управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с Руководством по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения,

ссылаясь далее на то, что резолюция А.742(18) - Руководство по процедурам контроля за эксплуатационными требованиями, относящимися к безопасности судов и предотвращению загрязнения подтверждает тесную взаимосвязь человеческого элемента и безопасности,

принимая во внимание резолюцию А.772(18) - Факторы усталости в комплектовании судов экипажами и безопасность, которая нацелена на улучшение понимания сложности усталости и способствует принятию этих факторов во внимание всеми сторонами, вовлеченными в эксплуатацию судов, при принятии ими эксплуатационных решений,

подтверждая необходимость в увеличенном внимании к деятельности человека для обеспечения безопасной эксплуатации судов и необходимость достижения и поддержания высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды в целях значительного снижения аварийности на море,

подтверждая также, что вопросы человеческого элемента имеют высокий приоритет в программе работы Организации из-за главенствующей роли человеческого элемента в авариях на море,

рассмотрев рекомендации, выработанные Комитетом по безопасности на море на его 68 сессии и Комитетом по защите морской среды на его 39 сессии,

1. Принимает концепцию человеческого элемента, принципы и цели Организации, изложенные в Приложении к настоящей резолюции;

2. Рекомендует правительствам довести данную резолюцию до сведения их представителей, участвующих в заседаниях органов Организации, для соответствующих действий и способствовать лицам, ответственным за проектирование и эксплуатацию судов, в принятии во внимание соответствующих принципов при решении вопросов проектирования и эксплуатации;

3. Просит Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды рассмотреть предложения по новым или пересмотренным инструментам или процедурам, относящимся к безопасности человеческой жизни на море или защите морской окружающей среды, принимая во внимание изложенные в Приложении концепцию человеческого элемента, принципы и цели;

4. Просит также Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды держать под контролем изложенные в Приложении концепцию, принципы и цели и предпринимать соответствующие меры.

* * *

     

Приложение

     
Концепция человеческого элемента, принципы и цели



Концепция

значительно повысить уровень безопасности на море и качество морской окружающей среды через обращение к вопросам человеческого элемента с целью улучшения его возможностей.

Принципы

(a) человеческий элемент - комплексный, многогранный вопрос, затрагивающий безопасность на море и защиту морской окружающей среды. Он затрагивает весь спектр человеческой деятельности, выполняемой судовыми экипажами; береговыми службами управления; органами, издающими нормативные документы; классификационными обществами; судостроительными заводами; законодательными органами и другими соответствующими сторонами, и они нуждаются в сотрудничестве для того, чтобы эффективно решать вопросы человеческого элемента;

(b) Организация, при выработке правил, должна уважать мореплавателя, обращаться к нему за советом и учитывать мнения тех, кто работает в на море;

(c) эффективные действия по исправлению ситуаций, возникших в результате аварий на море, требуют глубокого понимания вовлеченного человеческого элемента в причинную связь происшествия. Это выявляется из тщательного расследования и систематического анализа аварий с целью выявления сопутствующих факторов и причинной связи событий;

(d) в процессе выработки правил следует признавать, что должны всегда присутствовать адекватные условия, чтобы "ошибка одного человека" не привела к аварии при применении этих правил;

(e) законы и правила, адресованные напрямую мореплавателям, должны быть простыми, ясными, понятными и всеобъемлющими;

(f) работа экипажа - функция индивидуальных способностей, политики управления, факторов культуры, опыта, подготовки, рабочих навыков, окружения на рабочем месте и бесчисленного количества других факторов;

(g) распространение информации посредством эффективной связи - важнейшее условие правильного управления и решений эксплуатационного характера; и

(h) рассмотрение вопросов человеческого элемента должно быть нацелено на уменьшение возможности ошибки человека, насколько это возможно.

Цели

(а) создать организованный подход к надлежащему рассмотрению вопросов человеческого элемента для использования при выработке правил и руководств всеми комитетами и подкомитетами;

(о) проводить всеобъемлющее рассмотрение выбранных существующих инструментов ИМО в свете человеческого элемента;

(c) продвигать и распространять через принципы человеческого элемента культуру безопасности на море и повышенное понимание важности морской окружающей среды;

(d) обеспечивать структуру, способствующую разработке незаконодательных решений и их оценки, основанных на принципах человеческого элемента;

(e) создать систему по выявлению и распространению всем заинтересованным трудов, исследований и другой соответствующей информации по человеческому элементу, включая результаты расследований инцидентов на море и в других областях; и

(f) предоставлять материал для обучения мореплавателей с целью увеличения их знаний и понимания воздействия вопросов человеческого элемента на безопасную эксплуатацию судов, чтобы помочь им поступать правильно


Текст документа сверен по:

"Международная организация труда,

международная морская организация

и национальная практика

об экипаже морского судна",

Выпуск N 20,

Санкт-Петербург - ЗАО ЦНИИМФ - 2000 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»