КОНФЕРЕНЦИЯ ООН
по международному туризму и путешествиям

     

Развитие туризма
(общая резолюция)

Рим (Италия), 21 августа - 5 сентября 1963 года

     

А. Значение туризма



Конференция Организации Объединенных Наций по международному туризму и путешествиям,

убежденная, что туризм является одной из основных и желательных сторон деятельности человека, заслуживающей одобрения и поощрения со стороны всех народов и правительств,

уверенная, что туризм мог бы быть важным элементом в рамках мероприятий "Декады развития" Организации Объединенных Наций при условии, если будут приняты соответствующие меры по стимулированию и координации,

признавая большую роль, которую играет туризм благодаря экономическим выгодам для страны вследствие получения иностранной валюты и стимулирования международной торговли,

глубоко сознавая, что туризм является важным фактором, вносящим вклад в укрепление экономики развивающихся стран путем расширения форм экономической деятельности, создания новых источников занятости и путем предоставления мощного стимула для содействия развитию местных отраслей промышленности,

полностью осознавая социальное, образовательное и культурное значение туризма, а также значительную роль, которую он играет в развитии доброй воли и взаимоотношений между странами и в сохранении мира,

отмечает с удовлетворением прогресс, достигнутый в области туризма в течение последних лет во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах.

В. Организации туризма


Полагая, что правительствам следует играть роль стимулятора и координатора различных сторон национальной туристской деятельности,

убежденная, что такая задача может быть должным образом выполнена через национальные туристские организации,

рекомендует, чтобы национальным туристским организациям были предоставлены права и ресурсы, необходимые им для принятия более эффективных мер, как этого желают правительства, в деле развития международного и внутреннего туризма.

С. Техническое сотрудничество


Имея в виду в особенности развивающиеся страны, которые в своих усилиях создать и модернизировать туристскую базу и обслуживание и развивать свои туристские ресурсы нуждаются в фондах и технических знаниях,

подчеркивая ценную роль, которую могут играть Организация Объединенных Наций, ее региональные комиссии, в частности МСОТО и другие учреждения, компетентные в этой области, предоставляя развивающимся странам руководство и техническую помощь,

осознавая, что техническое сотрудничество и помощь, обмен опытом, знаниями и умением, расширение источников финансирования на международной основе являются необходимыми для развития туризма во всех странах,

признавая важность развития средств размещения для дела расширения туризма,

рекомендует, чтобы Бюро технической помощи Организации Объединенных Наций и другие соответствующие органы предоставляли приоритет просьбам, касающимся оказания помощи в области развития туризма отдельных стран в рамках региональных программ или программ технической помощи, включая проекты по туризму;

чтобы правительства развивающихся стран предоставляли приоритет проектам, касающимся развития туризма в их странах;

чтобы правительства развивающихся стран рассмотрели возможность обращения за помощью в Специальный фонд Организации Объединенных Наций для проведения региональных или субрегиональных обследований туристского потенциала и ресурсов и для подготовки экспертами перспективных оценок и прогнозов туристского потока с целью разработки краткосрочных и перспективных планов развития туристской промышленности,

выражает пожелание, чтобы продолжалось и росло двустороннее экономическое, финансовое и техническое сотрудничество в области туризма и, в частности, чтобы развивающиеся страны могли находить в развитых странах специальные источники (под соответствующую гарантию) долгосрочных займов на условиях низкого процента;

рекомендует, чтобы учреждения, предоставляющие займы, рассматривали положительным образом предоставление займов для осуществления туристских проектов, оправданных в финансовом отношении, и, в частности, для строительства и улучшения средств размещения;

рекомендует, чтобы правительства рассматривали возможность включения туристских проектов, в частности проектов средств размещения, в список проектов, имеющих право на займы от их промышленных и аналогичных корпораций, а также создания, где необходимо, отдельных финансовых корпораций для целей туризма;

рекомендует, чтобы правительства положительно рассмотрели вопрос о предоставлении специальных льгот для проектов по строительству средств размещения.

D. Другие полезные меры


Рекомендует, чтобы ввиду важной и особой роли, которую выполняют туристские агентства, правительства должны либо путем законодательных мер, либо другими путями осуществлять должный контроль за их созданием и деятельностью, признавая их профессиональный статус;

рекомендует, чтобы в вопросе предоставления иностранной валюты для путешествий существовал максимум либерализации. В случаях, когда страны в результате определенных условий вынуждены вводить ограничения, сумма валюты должна быть не менее чем 500 долл. на одно лицо для одного путешествия, как это было недавно решено группой экспертов стран Западной Европы;

считает, что обложение специальными налогами туристов является неоправданной дискриминацией и что налоги с граждан, выезжающих за границу, являются ограничительной мерой;

сожалеет по поводу существования налогов, ограничивающих рост туризма, поскольку признано, что, чем выше уровень международного туризма, тем больше выгоды от него;

подчеркивает весьма значительную туристскую ценность естественного исторического и культурного наследия стран;

настоятельно призывает принять необходимые меры для сохранения такого наследия;

признает первостепенное значение общественного и частного транспорта как элемента роста туризма;

отмечает, что авиационные и морские компании снизили тарифы путем введения туристского и экономического классов;

полагает, что снижение, где это возможно, международных тарифов для всех видов транспорта является необходимым средством постоянного развития туризма;

настоятельно призывает к введению новых сниженных круглогодичных тарифов в соответствии с требованиями целесообразной экономической деятельности;

считает, что для успеха любой программы развития туризма необходимо, чтобы народ заинтересованной страны оценил важность туризма, т.е. чтобы у него было "туристское сознание";

призывает правительства через свои национальные туристские организации стремиться заручиться широкой поддержкой туризма в стране среди населения, а также и в правительственных кругах;

имея в виду, что не существует специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по туризму;

полагая, что для использования накопленного опыта и избежания дублирования работы нет необходимости в создании какой-либо отдельной организации или отдела в рамках Организации Объединенных Наций по туризму;

рекомендует, чтобы Организация Объединенных Наций считала МСОТО своим главным органом по поощрению туризма, включая проведение в жизнь результатов этой Конференции, и поддержала соответственно деятельность МСОТО;

рекомендует, чтобы в особенности региональные комиссии Организации Объединенных Наций МСОТО работали в тесном сотрудничестве друг с другом с целью поддержки развития туризма и избежания дублирования административной деятельности;

рекомендует, чтобы региональные комиссии Организации Объединенных Наций имели все необходимое для эффективной деятельности и оказания более существенной помощи правительствам в области туризма, а также и для более тесного сотрудничества с МСОТО и другими специализированными учреждениями.

Е. Свобода передвижения и отсутствие дискриминации


Подтверждает, что каждое лицо, как это предусмотрено в Декларации прав человека, имеет право на свободу передвижения и принимает к сведению доклад, представленный Комиссией по правам человека, подкомиссией по предотвращению дискриминации и защите меньшинств относительно права каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в эту страну;

рекомендует правительствам препятствовать в области туризма любой кампании клеветы или дискриминации, основанной на религиозных, расовых или политических соображениях;

рекомендует особо поощрять и облегчать путешествия с образовательными, научными, культурными или спортивными целями.

Общее


Предлагает всем межправительственным и неправительственным органам, прямо и косвенно заинтересованным в туризме, работать для достижения целей, намеченных Конференцией;

выражает мнение, что для того, чтобы предоставить разумный период для претворения в жизнь результатов этой Конференции, нет необходимости созывать следующую Всемирную конференцию в течение, по крайней мере, ближайших пяти лет.

(Рекомендация)
Определение понятия "турист" или "временный посетитель" для целей международной статистики


В соответствии с пунктом 5 Резолюции 870 (XXXIII) Экономического и Социального Совета Конференция предлагает для рассмотрения Статистической комиссией Организации Объединенных Наций и Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) следующее определение понятия "временный посетитель": "Для статистических целей понятие "временный посетитель" включает любое лицо, посещающее любую другую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, по любой причине, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране". Это определение охватывает:

туристов, т.е. временных посетителей, находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 часа; цели их путешествия могут быть сгруппированы следующим образом:

a) ради удовольствия: отдых, отпуск, здоровье, образование, религия, спорт;

b) с деловыми целями, по семейным обстоятельствам, командировки и участие в конференциях;

экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в посещаемой стране менее чем 24 часа (включая круизных туристов).

Статистические данные не должны включать путешествующих лиц, которые в юридическом смысле не въехали в страну (лица, путешествующие самолетом, которые не покидают транзитную зону аэропортов, или аналогичные случаи).


Текст документа сверен по:
"Международный туризм: правовые акты",
Москва, 2000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»