Действующий

О положении творческих работников

РЕКОМЕНДАЦИЯ ЮНЕСКО
о положении творческих работников
(от 27 октября 1980 года)


Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проводившая свою двадцать первую сессию в Белграде с 23 сентября по 28 октября 1980 года,

напоминая, что в соответствии с положениями статьи 1 своего Устава Организация ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии,

напоминая положения Всеобщей декларации прав человека, и в особенности статьи 22, 23, 24, 25, 27 и 28, приводимые в Приложении,

напоминая положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Организации Объединенных Наций, в особенности его статей 6 и 15, приводимых в Приложении, а также необходимость принятия нужных мер для сохранения, развития и распространения культуры в целях обеспечения полного осуществления этих прав,

напоминая Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее четырнадцатой сессии, в частности ее статьи 3 и 4, которые приводятся в Приложении, а также Рекомендацию об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, принятую на девятнадцатой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО,

признавая, что искусство в своем наиболее полном и широком определении является и должно являться неотъемлемой частью жизни и что правительствам необходимо и надлежит создавать и поддерживать не только атмосферу, способствующую свободе творческого выражения, но и материальные условия, ведущие к расцвету творческого таланта,

признавая, что каждый творческий работник имеет право пользоваться гарантиями социального обеспечения и страхования, закрепленными в вышеупомянутых уставах, декларациях, пакте и рекомендации,

считая, что творческий работник играет важную роль в жизни и эволюции общества и что он должен иметь возможность содействовать его развитию и выполнять, как все другие граждане, свои обязанности, сохраняя свое творческое вдохновение и свободу выражения,

признавая, кроме того, что культурное, техническое, экономическое, социальное и политическое развитие общества оказывает влияние на положение творческих работников и что в связи с этим необходимо пересмотреть их статус с тем, чтобы учесть социальные изменения в мире,

утверждая право творческого работника считаться, если он того желает, лицом, активно занятым культурной деятельностью, и в этой связи имеющим право пользоваться всеми юридическими, социальными и экономическими преимуществами, свойственными положению трудящегося, с учетом особых условий его творческой деятельности,

подтверждая, с другой стороны, необходимость улучшения условий труда, социального обеспечения и налогообложения творческих работников, независимо от того, работают ли они по найму или являются независимыми, с учетом их вклада в развитие культуры,

напоминая общепризнанную как на национальном, так и на международном уровнях важность сохранения и развития культурной самобытности и значение миссии, выпадающей в этой области творческим работникам, которые увековечивают традиционное искусство, а также интерпретируют национальный фольклор,

признавая, что сила и жизнеспособность искусства зависят, в частности, от благополучия творческих работников, рассматриваемых как отдельно, так и коллективно,

напоминая конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), признающие права трудящихся вообще и, следовательно, права творческих работников в частности, конвенции и рекомендации, список которых приведен в Дополнении,

принимая во внимание, однако, что ряд норм Международной организации труда позволяет частичное или полное формальное исключение творческих работников или же некоторых их категорий в связи со специфическими условиями творческой деятельности и что, следовательно, необходимо расширить область их применения и дополнить их другими нормами,

считая, кроме того, что признание за творческим работником статуса работника культуры не должно никоим образом ущемлять его свободу творчества, выражения и коммуникации, а должно, наоборот, гарантировать ему достоинство и цельность личности, убежденная, что деятельность государственных органов становится необходимой и неотложной для улучшения вызывающего озабоченность положения творческих работников, отмечаемого во многих государствах-членах, в частности в области прав человека, экономических и социальных условий, а также условий труда, и для создания творческим работникам условий, необходимых для развития и расцвета их талантов и соответствующих той роли, которую они могут играть в разработке и осуществлении политики в области культуры и деятельности, связанной с культурным развитием сообществ и стран, а также улучшения качества жизни,

отмечая, что искусство играет важную роль в образовании и что творческие работники своими произведениями могут оказывать влияние на формирование мировоззрения всех людей, особенно молодежи,

отмечая желательность того, чтобы творческие работники могли совместно рассматривать и, в случае необходимости, защищать свои общие интересы и, следовательно, имели право на признание в качестве профессиональной категории и создание профсоюзных или профессиональных организаций,

отмечая, что развитие искусств, уважение, которое им оказывается, и содействие образованию в области искусств зависят, в частности, от творческих возможностей этих работников,

сознавая сложный характер творческой деятельности и различные формы, которые она приобретает, и, в особенности, значение, которое она имеет для условий жизни и развития талантов творческих работников, защиты их моральных и материальных прав на произведения, либо исполнительскую деятельность, или на использование таковых, а также необходимость расширять и укреплять ее,

учитывая необходимость прилагать все усилия для учета, насколько это возможно, мнения творческих работников и общественного мнения в целом в разработке и осуществлении политики в области культуры, и с этой целью предоставлять им средства для эффективной деятельности,

учитывая, что в настоящее время результаты творчества демонстрируются в общественных помещениях и что последние должны быть оборудованы с учетом пожеланий заинтересованных творческих работников,

учитывая, следовательно, что должно установиться тесное сотрудничество между архитекторами, производителями работ и творческими работниками с целью определения эстетики улицы, на которой располагаются такие помещения и которая отвечала бы требованиям коммуникации и содействовала бы эффективному установлению новых реальных отношений между публикой и окружающей ее средой,

учитывая разнообразие положения творческих работников в различных странах и сообществах, где им доводится развивать свои таланты, а также различия в значимости их произведений в зависимости от общества, в котором они создаются,

убежденная однако, что, несмотря на эти различия, во всех странах возникают аналогичные вопросы, касающиеся положения творческих работников, и что требуется общее желание и вдохновение для решения этих вопросов и для улучшения положения творческих работников, что является целью данной Рекомендации,

отмечая положения действующих международных конвенций, касающихся, в частности, литературной и художественной собственности и, в частности, Всемирной и Бернской конвенций по охране литературных и художественных произведений и охраны прав исполнителей, резолюций Генеральной конференции ЮНЕСКО, рекомендаций межправительственных конференций ЮНЕСКО по политике в области культуры, а также конвенций и рекомендаций, принятых Международной организацией труда, список которых приведен в Дополнении,

получив на рассмотрение предложения относительно положения творческого работника - вопрос, представленный в пункте 31 повестки дня сессии,

постановив на своей двадцатой сессии, что этот вопрос станет предметом рекомендации государствам-членам,