Действующий

О положении творческих работников

3. Руководящие принципы

1. Государства-члены, признавая, что искусство формирует, сохраняет и обогащает культурную самобытность и духовное наследие различных обществ, представляет собой универсальную форму самовыражения и общения и как общий знаменатель этнических, культурных или религиозных различий мобилизует в каждом чувство принадлежности к человеческому сообществу, должны в этих целях соответствующим образом обеспечить доступ к искусству населению в целом.

2. Государства-члены должны поощрять, особенно с помощью образования и средств массовой информации, а также культурного досуга, любые мероприятия, которые могут способствовать усилению деятельности творческих работников, направленной на развитие и подъем культуры.

3. Государства-члены, признавая основополагающую роль искусства в жизни и развитии личности и общества, должны в этой связи охранять и защищать свободу творчества, а также оказывать содействие творческим работникам. С этой целью они должны соответственно принимать все необходимые меры для стимулирования творчества и расцвета талантов, в частности, с помощью мероприятий, обеспечивающих большую свободу творческих работников, без которой они не в состоянии выполнять свою миссию, а также укреплять их статус путем признания их прав на результаты их труда. Государства-члены должны содействовать всеми необходимыми средствами расширению участия творческих работников в решениях, касающихся качества жизни. Государства-члены должны всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, наглядно показать и подтвердить, что искусство играет важную роль в глобальном развитии стран, направленном на создание более справедливого и гуманного общества и на обеспечение в конечном счете для всех мирной и духовно насыщенной жизни.

4. Государства-члены должны в случае необходимости обеспечивать творческим работникам с помощью соответствующих законодательных мер свободу и право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору, а также свободу присоединения к таким организациям, если они этого желают, и обеспечивать организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры и занятости, включая профессиональную подготовку творческих работников, а также в определении условий труда творческих работников.

5. На всех соответствующих этапах национального планирования вообще и планирования в области культуры в особенности государствам-членам следует принимать все меры для определения политики по оказанию помощи, а также материальной и моральной поддержки творческим работникам, в частности, путем координации политики в области культуры, образования и занятости, и следить за тем, чтобы общественное мнение было информировано об обоснованности и необходимости такой политики. В этой связи образование должно поднять на соответствующую высоту воспитание художественного восприятия с целью формирования у общественности способности оценивать произведения творческих работников. Без ущемления прав, которые за ними признаны законодательством об авторском праве и смежных правах, включая сохранение прав при перепродаже в случаях, когда это не является частью авторского права, творческим работникам должны быть обеспечены справедливые условия, и их профессия должна быть окружена уважением, которого она заслуживает. Их условия труда и занятости должны быть таковыми, чтобы позволить творческим работникам полностью посвятить себя творческой деятельности.

6. Так как свобода самовыражения и общения является основным условием любой творческой деятельности, государства-члены должны следить за тем, чтобы творческим работникам была гарантирована защита, предусмотренная в этой сфере национальным законодательством и международным правом в области прав человека.

7. С учетом роли искусства и художественного творчества в культурном и общем развитии стран государства-члены должны обеспечивать соответствующие условия с тем, чтобы творческие работники могли полноценно участвовать лично и через посредство своих ассоциаций или профессиональных союзов в жизни сообществ, в которых они занимаются своим видом искусства, и с тем, чтобы они активно привлекались к разработке политики в области культуры на местном и национальном уровнях, так как подобное участие подчеркивает их значительный вклад в развитие общества, в котором они живут и работают, и в прогрессе человечества в целом.

8. Государства-члены должны гарантировать, чтобы все лица независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политического или любого другого убеждения, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения пользовались равными возможностями в получении первоначальной и дальнейшей подготовки, необходимой для всестороннего развития и применения их художественных талантов, получении работы и своей профессиональной деятельности без какой-либо дискриминации.