СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о принципах и целях развития торгового, экономического
и инвестиционного сотрудничества между
Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки


Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки,

полагая, что тесные экономические связи и сотрудничество могут в значительной мере способствовать развитию прочных дружественных отношений и ускорению развития свободных рынков, экономическому росту и созданию рабочих мест в обеих странах,

основываясь на продолжающемся продвижении Российской Федерации по пути создания рыночной экономики и более открытого климата для коммерческой и инвестиционной деятельности, включая необходимые правовые и финансовые условия,

желая установить стратегическое экономическое партнерство между двумя странами, а также активизировать и придать стимулы усилиям своих частных и коммерческих структур по осуществлению коммерческих проектов на основе торговли, создания совместных предприятий и прямых зарубежных инвестиций,

отмечая позитивные тенденции и сдвиги в создании юридических, коммерческих и финансовых условий для двусторонней торговли, экономического сотрудничества и инвестиций,

положительно расценивая шаги Российской Федерации по созданию рыночной экономики и Соединенных Штатов Америки по предоставлению на двусторонней и многосторонней основе технической помощи для поддержки рыночных реформ в Российской Федерации и развития двусторонних коммерческих отношений,

отмечая взаимодополняемость экономик России и Соединенных Штатов для развития ключевых секторов хозяйства и значительный потенциал для осуществления взаимовыгодных коммерческих проектов между двумя странами,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Хартии российско-американского партнерства и дружбы от 17 июня 1992 года и принципам Ванкуверской (апрель 1993 года) и Московской (январь 1994 года) деклараций президентов обеих стран,

отмечая важную роль совместной Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству в деле создания условий для укрепления российско-американского экономического сотрудничества,

принимают следующие Принципы и Цели развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества.

Торговля


Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки стремятся установить настолько скоро, насколько это окажется возможным, нормальные торговые отношения в интересах поддержки быстро развивающейся двусторонней торговли. Большое значение придается действующему между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки Соглашению о торговых отношениях, и обе страны намерены полностью выполнять условия этого соглашения.

Соединенные Штаты признают важность выведения России из-под действия положений Раздела IV Закона о торговле 1974 года (так называемой поправки Джексона - Вэника). Администрация США сделала положительное заключение о том, что Российская Федерация полностью соответствует критериям Раздела IV и в ближайшее время проведет консультации с Конгрессом США относительно принятия законодательного акта, выводящего Россию из-под действия Раздела IV.

Обе страны приветствуют деятельность совместной российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству и ее различных двусторонних комитетов, включая российско-американский межправительственный Комитет по развитию делового сотрудничества, направленную на содействие расширению двусторонней торговли и инвестиций и будут использовать Комитет по развитию делового сотрудничества в качестве механизма для регулярных консультаций с целью улучшения климата для развития коммерческих отношений. С обеих сторон будет приложен максимум усилий для осуществления мер, направленных на расширение торговли и устранения препятствий для ее развития.

Россия и США отмечают, что 30 сентября 1993 года Соединенные Штаты распространили на соответствующие товары российского экспорта беспошлинный режим ввоза в Соединенные Штаты в рамках программы Генеральной системы преференций, покрывающей 4400 наименований товаров, а также, что в течение 1994 года технические эксперты США обеспечат информацией российских официальных лиц и предпринимателей по эффективному использованию программы ГСП.

Соединенные Штаты предполагают распространить на Россию льготы по программе ГСП на тот срок, в течение которого она будет действовать и распространяться на Россию по соответствующему законодательству. Россия рассмотрит возможность устранения определенных торговых барьеров, препятствующих развитию торговли.

Обе страны будут содействовать расширению торговли и инвестиций посредством распространения надежной и исчерпывающей экономической информации, открытых и стабильных законов и правил, относящихся к коммерческой деятельности, активной поддержки деловых контактов и облегчения процедуры доступа к информации о коммерческих рынках. Отмечая положения российско-американского Соглашения о торговых отношениях, касающихся открытости новых законов и правил, Соединенные Штаты полагают, что было бы целесообразно, если бы Россия приняла процедуры публичного обсуждения предлагаемых изменений к коммерческим законам и правилам, а также заблаговременного оповещения и публикации предлагаемых изменений. До момента, когда такие процедуры начнут действовать, обе страны через Комитет по развитию делового сотрудничества будут содействовать своевременному обмену информацией о законодательстве и правилах по мере их принятия.

Доступ на рынки. Каждая страна стремится обеспечить свободный доступ на свои рынок для товаров и услуг другой стороны. Они привержены тому, чтобы избегать торговых разногласий и содействовать доступу на рынки, согласующемуся с практикой справедливой торговли и их соответствующим торговым законодательством.

Российско-американский Комитет по развитию делового сотрудничества является важным форумом для обсуждения текущих и потенциальных вопросов доступа на рынки и для выработки рекомендаций относительно политики и правил, которые будут поддерживать расширение торговли и инвестиций.

Признавая, что Россия является страной с переходной экономикой, Соединенные Штаты уделят приоритетное внимание специфическим проблемам доступа на рынки, с которыми сталкивается Россия в процессе перехода к рынку. Администрация США проведет консультации с Конгрессом США по этому вопросу.

Вопросы доступа на рынки будут рассматриваться в более широкой двусторонней перспективе в рабочей группе по доступу на рынки Комитета по развитию делового сотрудничества. Эта группа рассмотрит инициативы, имеющие целью снижение барьеров для взаимного доступа на рынки, принимая во внимание специфические проблемы, с которыми сталкивается Россия, как страна с переходной экономикой.

Россия и США немедленно начнут работу, имеющую целью учесть озабоченность России в отношении антидемпингового законодательства США, начиная с процедуры распространения информации, направленной на предотвращение несправедливой торговли и процедур, разработанных с целью облегчения участия в антидемпинговых расследованиях в случае, если будет иметь место факт недобросовестной торговли. Они согласны обсудить вопросы, касающиеся изменения рыночных тенденций в связи с переходом России к рыночной экономике и ее интеграции в систему мировой торговли.

Обе страны признают, что меры по снижению таможенных тарифов, соответствующие принципам ГАТТ/ВТО, обеспечат важный стимул для развития двусторонней торговли и инвестиций. Они намереваются также рассмотреть и изыскать возможность для скорейшего устранения технических барьеров в торговле как через двустороннее сотрудничество, так и с помощью односторонних мер. Уменьшение таких тарифов и устранение технических барьеров в торговле приведет к увеличению притока инвестиций и будет содействовать становлению и развитию экономически здоровой национальной промышленности, конкурентоспособной на мировом рынке.

Обе страны рассматривают сотрудничество в области международной стандартизации и открытость в оценке соответствия стандартам в качестве необходимых мер для устранения или предотвращения создания технических барьеров в торговле, и намереваются энергично продвигать выполнение программы работ, согласованной в Совместном заявлении о сотрудничестве в оценке соответствия стандартам, принятом 16 декабря 1993 года в Москве по итогам заседаний российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации B.C.Черномырдиным и Вице-президентом США А.Гором. Они рассматривают прогресс в сфере сертифицирования, испытаний и гарантий качества как имеющий приоритетное значение для телекоммуникационного оборудования, лекарственных препаратов, фармацевтических средств и медицинского оборудования.

Соединенные Штаты ожидают, что в России будет установлен торговый режим, который ускорит ее вступление в ГАТТ/ВТО и откроет возможность для применения принципов ГАТТ/ВТО в двусторонней торговле. Соединенные Штаты поддерживают вступление России в ГАТТ/ВТО и выражают готовность предоставить соответствующее техническое содействие и консультации в процессе вступления.

Права интеллектуальной собственности. Россия и США намереваются продолжить сотрудничество в рамках рабочей группы по вопросам интеллектуальной собственности, созданной в соответствии с Соглашением о торговых отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами.

Соединенные Штаты признают значительный прогресс, достигнутый Россией в законодательном закреплении прав интеллектуальной собственности. С обеих сторон придается большое значение эффективному обеспечению выполнения этих законов. В частности, США придают первостепенное значение вопросам защиты прав на фармацевтические продукты, программное обеспечение, звукозаписи, книги и топологию интегральных микросхем. Американская сторона ожидает скорейшего присоединения России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Более тесное экономическое сотрудничество и торговое партнерство. Обе страны придерживаются мнения, что их экономики во многом дополняют друг друга, и что нынешние масштабы экономического сотрудничества между ними составляют лишь незначительную часть потенциальных возможностей такого сотрудничества. Они согласны в том, что экономики обеих стран значительно выиграли бы в результате устранения барьеров в торговле между ними.

Россия и Соединенные Штаты считают, что в целях реализации потенциальных возможностей торгового сотрудничества Россия должна предпринять дополнительные меры рыночного характера. Они согласны в том, что более тесное экономическое сотрудничество будет благоприятно сказываться на рыночных преобразованиях, проводимых в экономике России.

Устранение барьеров на пути торговли и инвестиций, а также расширение торгового сотрудничества будут свидетельствовать о коренном изменении характера отношений между двумя странами и их превращении в стратегическое экономическое партнерство.

В этом контексте Россия и Соединенные Штаты в соответствующее время могли бы рассмотреть дальнейшие меры по развитию двусторонних экономических отношений. Они будут также работать в рамках Комитета по развитию делового сотрудничества для определения мер по обеспечению более тесной коммерческой интеграции.

Инвестиции и финансы


С обеих сторон положительно оценивается Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанный в июне 1992 года главами обоих государств и одобренный Сенатом США. Они согласны в том, что ратификация Договора Федеральным Собранием Российской Федерации и его скорейшее вступление в силу является важнейшей задачей, решение которой улучшило бы инвестиционный климат для американских компаний в России.

Они также согласны в том, что меры, предпринятые Россией в соответствии с Указом Президента Б.Н.Ельцина N 1466 от 27 сентября 1993 года создают основу для дальнейших административных и законодательных мер по улучшению инвестиционного климата в России. Они разделяют мнение, что двустороннее обсуждение, с участием представителей деловых кругов обеих стран, явится быстрейшим способом определения конкретных шагов, которые необходимо предпринять.

Поддержка реформ. Соединенные Штаты вновь подтверждают свою поддержку усилий России по созданию рыночной экономики и выражают готовность и в дальнейшем активно содействовать процессу реформ.

В частности, Соединенные Штаты приветствуют намерение России принять новые меры, соответствующие международным стандартам и соглашениям, включая ГАТТ/ВТО, по поощрению прямых иностранных инвестиций, продолжать реализацию исключительно успешной программы приватизации, предпринять дополнительные шаги по либерализации экономики и внешней торговли путем освобождения цен и открытия своих рынков для внешнего мира, обеспечить реализацию права частной собственности на землю.

Россия признает и приветствует поддержку со стороны Соединенных Штатов ее усилиям в области реформ и будет продолжать тесное сотрудничество в определении направлений, по которым обе страны могут работать вместе для ускорения преобразования России в страну с рыночной экономикой.

Россия привержена продолжению процесса рыночных реформ. Россия и Соединенные Штаты признают, что торговая и инвестиционная деятельность между двумя странами, основанная на торговле с участием частного сектора, заложит основу для устойчивого роста в настоящее время и в будущем. Такая торговая и инвестиционная деятельность поможет обеим странам приобрести новые технологии и ноу-хау, а связанный с этим приток капиталов станет важным финансовым источником для обеих стран в деле поддержки реформ, создания новых рабочих мест и улучшения качества жизни в обеих странах.

Россия и Соединенные Штаты согласны в том, что создание благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций могло бы обернуться десятками миллиардов долларов новых прямых инвестиций в Россию и способствовать установлению более тесных коммерческих отношений между деловыми кругами обеих стран. Россия и Соединенные Штаты будут работать в рамках Комитета по развитию делового сотрудничества для выявления и устранения препятствий для инвестиций, включая конкретные отраслевые проблемы.

Программа коммерческого партнерства. Россия и Соединенные Штаты приступают к разработке "Программы коммерческого партнерства", направленной на усиление действенности существующих двусторонних и многосторонних соглашений путем определения подробных рекомендаций и конкретных целей, основанных на закрепленных в настоящем документе принципах обеспечения более тесного экономического сотрудничества. "Программа коммерческого партнерства" будет разработана в несколько этапов, с учетом прогресса политических и экономических реформ в России и развития торговли между двумя странами. Каждый этап будет включать в себя выполнение и расширение конкретных программ по содействию сотрудничеству между компаниями и росту торговли и инвестиций. Процесс нахождения и принятия конкретных мер по достижению этой цели будет координировать Комитет по развитию делового сотрудничества.

Сотрудничество в промышленности. Обе страны считают, что усилия частного сектора имеют важное значение для создания в России рыночной экономики. Сотрудничество в ключевых отраслях промышленности обеспечит необходимый капитал и деловые знания для дальнейшего экономического развития. Экономическая конкуренция, возникающая в результате сотрудничества частного сектора, принесет пользу обеим странам путем улучшения качеств продукции, повышения эффективности производства и создания рабочих мест.

Россия и Соединенные Штаты согласны в том, что инвестиции и торговля в нефтегазовой отрасли дают России возможность привлечь американские капиталы и технологию в широких масштабах, намного превосходящих средства, поступающие от иностранной помощи. Они сознают желательность незамедлительных шагов России по привлечению иностранного капитала и созданию благоприятного инвестиционного климата, включая реализацию соглашений о разделе продукции, создание устойчивого и обоснованного налогового и экспортного режимов, обеспечение равного и надежного доступа к трубопроводам в соответствии с Договором к Европейской энергетической хартии.

Россия и США заявляют, что инвестиции и торговля в других отраслях промышленности также важны для общего экономического развития. Приоритетными направлениями сотрудничества являются агробизнес и производство пищевых продуктов, аэрокосмическая и горнодобывающая отрасли, производство медицинского оборудования и фармацевтических средств, телекоммуникации, транспорт, средства защиты окружающей среды, жилищное строительство и конверсия оборонной промышленности. Обе страны рассмотрят соответствующие меры, необходимые для поддержки совместных проектов в указанных отраслях.

За Российскую Федерацию
Б.Ельцин

За Соединенные Штаты Америки
Б.Клинтон

Вашингтон, 28 сентября 1994 года



Текст документа сверен по:

"Дипломатический вестник",

N 19-20, октябрь, 1994 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»