Смирнов А.Е.
Главный специалист ЗАО
"Юридический центр
"Северо-Западный регион",
Соискатель кафедры Государственное
и административное право
Юридического факультета СпбГУ
Порядок исчисления и уплаты НДС
при аренде государственного или муниципального имущества
С введением в действие с 1 января 2001 года главы 21 НК РФ (Налог на добавленную стоимость) на арендаторов государственного и муниципального имущества были возложены обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Для возникновения обязанностей налогового агента в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ не имеет значения, является ли арендатор государственного или муниципального имущества плательщиком НДС или не является таковым. Арендатор федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества признается налоговым агентом в том случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления, либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления - пункт 36.2. Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447.