Е.Ф. Мосин,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП.
Телефон (812) 177-0635
E-mail: mosin@mail.rcom.ru
Интернет: www.rcom.ru/mosin
Данная статья опубликована в журнале "ЛегПромБизнес-Директор", 2003, N 4.

Противодействие легализации (отмыванию) "грязных" доходов



Одна из актуальных тем средств массовой информации сегодня - проблема легализации (отмывания) "грязных" доходов. Естественно, возникают вопросы о том, на какой правовой основе ведется борьба с легализацией (отмыванием) "грязных" доходов и какие сделки при этом подпадают под контроль правоохранительных органов.

Основной нормативный правовой акт в этой области - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции от 30.10.2002; далее - Закон о противодействии отмыванию доходов или Закон).

Под доходами, полученными преступным путем, Закон понимает денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Закон понимает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена указанными статьями).

При этом под операциями с денежными средствами или иным имуществом Закон понимает действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Закон о противодействии отмыванию доходов не распространяется на преступления, предусмотренные следующими статьями УК РФ: 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте"; 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица"; 198 "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды"; 199 "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации".

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Комитет РФ по финансовому мониторингу, подотчетный Минфину РФ и имеющий в каждом федеральном округе свой территориальный орган.

Обширные полномочия, основные задачи и функции Комитета РФ по финансовому мониторингу определены Положением о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 211.

Наряду с Комитетом РФ по финансовому мониторингу контроль в банковской сфере также осуществляет ЦБ РФ - об этом письмо ЦБ РФ от 24.12.2002 N 177-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, подпадающим под контроль Закона о противодействии отмыванию доходов, относятся следующие: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs