Е.Ф.Мосин
Адвокат Санкт-Петербургской
городской коллегии адвокатов,
доцент кафедры права
предпринимательской
деятельности СПбГУП
Телефон (812) 177-0635
E-mail: mosin@mail.rcom.ru
Интернет: www.rcom.ru/mosin



Правовой режим имущества
государственных и муниципальных унитарных предприятий  



Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 (в ред. от 29.11.2000; далее - Концепция), в стране "назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики" (ст.1 Концепции).

Еще в 1999 году Концепция (ст.2) признала, что "предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств". В числе недостатков были названы такие, как, например, несвязанность руководителей унитарных предприятий "необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом)"; то, что "трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия"; что "порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован".

Было отмечено также, что "нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна".

Одним из результатов реализации целей и задач, поставленных Концепцией, явилось то, что 3 декабря 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон), определяющий в соответствии с ГК РФ правовые положения государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее также - унитарное предприятие или предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий (ст.1 Закона).

Согласно п.1 ст.2 этого Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Унитарное предприятие владеет закрепленным за ним имуществом на ограниченном вещном праве: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления; право же собственности на имущество принадлежит не предприятию, а его учредителю.

Самому унитарному предприятию его имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе и между работниками унитарного предприятия (п.1 ст.2 Закона).

В соответствии со ст.299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия.

Соответственно, как отметил еще в 1995 году д.ю.н., профессор, декан юридического факультета Московского государственного университета Е.Суханов [Е.Суханов. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ // Экономика и жизнь. 1995. N 29] предприятие "ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления "права собственности трудовых коллективов", "права собственности работников" или их "коллективной собственности" на какую бы то ни было часть имущества предприятия …, включая и фонды участия в прибылях или фонды экономического стимулирования. Все это имущество полностью остается объектом права собственности учредителя".

Закон (п.2 ст.2) допускает два вида унитарных предприятий. Первый - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; к ним относятся федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие. Второй - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления; к ним относятся федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации (далее - субъект РФ) или муниципальному образованию (п.1 ст.2 Закона). При этом Закон (п.4 ст.2) запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества разных собственников (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований).

Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют от имени Российской Федерации или субъекта РФ органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, причем также только в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.2 Закона).

Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия (п.3 ст.9 Закона).

Закон (п.5 ст.20) накладывает ограничения на передачу правомочий собственника: правомочия собственника имущества предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы субъекту РФ или муниципальному образованию; правомочия собственника имущества предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта РФ, не могут быть переданы субъектом РФ Российской Федерации, другому субъекту РФ или муниципальному образованию; правомочия собственника имущества предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту РФ или другому муниципальному образованию.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs