РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О здравоохранении в Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности системы здравоохранения в Российской Федерации в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
здравоохранение - социально-экономические и медицинские мероприятия, направленные на сохранение и повышение уровня здоровья населения;
система здравоохранения в Российской Федерации (далее - система здравоохранения) - совокупность лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обладающих компетенцией в области здравоохранения и взаимодействующих в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях сохранения здоровья граждан и оказания им медицинской помощи;
организация здравоохранения - юридическое лицо любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;
медицинская организация - организация здравоохранения, основной деятельностью которой является медицинская деятельность;
медицинская деятельность - выполнение медицинских услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, в том числе проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовка органов и тканей человека в медицинских целях;
частная медицинская деятельность - медицинская деятельность, осуществляемая медицинскими организациями частной формы собственности и индивидуальными предпринимателями;
медицинские услуги - действия, направленные на профилактику заболеваний человека, медицинское обследование, лечение и медицинскую реабилитацию граждан, обеспечение ухода за ними в связи с заболеваниями, беременностью, родами и имеющие определенную стоимость;
медицинская помощь - мероприятия (в том числе медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечение населения лекарственными средствами), направленные на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении их здоровья;
доступность медицинской помощи - возможность получения гражданами необходимой медицинской помощи независимо от места их жительства и (или) места их пребывания;
бесплатная медицинская помощь - медицинская помощь, оказание которой гражданам осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств фондов обязательного медицинского страхования и иных не запрещенных законом источников без привлечения личных средств граждан;
медицинская служба - орган управления и медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрены военная служба или исполнение обязанностей специальной службы;
территориальная программа охраны и укрепления здоровья граждан - программа, которая утверждена в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, и реализуется на его территории.
Правовое регулирование в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с их компетенцией.
1. Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, создание условий для повышения эффективности гигиенического воспитания и обучения граждан, профилактики заболеваний человека, оказания гражданам медицинской помощи, обеспечения ее доступности, проведения научно-исследовательских работ в области здравоохранения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения, сохранения и развития соответствующей материально-технической базы.
2. Государственная политика в области здравоохранения осуществляется исходя из того, что обеспечение жизни и здоровья граждан является одним из условий национальной безопасности Российской Федерации, и основывается на следующих принципах:
обеспечение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
реализация конституционных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и государственными социальными стандартами в области здравоохранения;
доступность медицинской помощи и преемственность деятельности медицинских организаций при ее оказании;
ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
равенство граждан при реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств;
социальное обеспечение граждан в случае их болезни;
приоритетность мер по профилактике заболеваний человека, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиеническому воспитанию и обучению граждан и пропаганде здорового образа жизни;
запрет на приватизацию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и необходимого для реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Система здравоохранения включает в себя:
юридические лица, имущество которых находится в государственной собственности и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
юридические лица, имущество которых находится в муниципальной собственности и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
юридические лица, имущество которых находится в частной собственности;
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность;
федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения и федеральные органы исполнительной власти, в структуре которых имеется медицинская служба;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения;
органы местного самоуправления, обладающие полномочиями в области здравоохранения;
иные органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий;
Российскую академию медицинских наук;
иных лиц, обладающих правами на участие в реализации государственной политики в области здравоохранения.
1. Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения в пределах своих полномочий вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области здравоохранения, осуществляемом в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации, заключенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области здравоохранения, не должны ограничивать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения могут осуществлять сотрудничество в области здравоохранения на основании соглашений.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют сотрудничество в области здравоохранения по следующим направлениям:
разработка и реализация межрегиональных программ охраны и укрепления здоровья граждан;
оказание медицинской помощи гражданам, которым такая помощь не может быть оказана по месту их жительства или месту их пребывания;
проведение совместных научно-исследовательских работ в области здравоохранения;
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения;
создание совместных фондов в области здравоохранения;
иные, не противоречащим законодательству Российской Федерации направления сотрудничества в области здравоохранения.
3. В случае невозможности обеспечить оказание специализированной медицинской помощи на территории одного субъекта Российской Федерации такая помощь может быть оказана на территории другого субъекта Российской Федерации на основании соглашений между субъектами и договоров о создании межрегиональных специализированных медицинских центров.
В соответствии с целями деятельности, определенными в учредительных документах организаций здравоохранения, они имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в области здравоохранения и иметь валютные счета в банках и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области здравоохранения относятся:
реализация единой государственной политики в области здравоохранения;
определение расходов федерального бюджета на здравоохранение при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;
формирование и реализация федеральных программ и укрепления здоровья граждан;
обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации и организация санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса, возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний;
обеспечение лицензирования отдельных видов деятельности в области здравоохранения;
установление порядка приобретения и распределения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, закупка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;
установление порядка государственного регулирования цен на медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику;
установление порядка подготовки государственных докладов о состоянии здоровья граждан Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации;
установление порядка, организация и осуществление оказания медицинской помощи гражданам в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации их последствий;
установление порядка профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения;
проведение научно-исследовательских работ и координация научной деятельности в области здравоохранения.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области здравоохранения относятся:
реализация государственной политики в области здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации;
обеспечение реализации федеральных программ охраны и укрепления здоровья граждан на территориях субъектов Российской Федерации;
разработка и реализация территориальных программ охраны и укрепления здоровья граждан;