Принят
Постановлением
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(постановление
от 29 октября 1994 года)
Настоящий закон устанавливает правовую основу для определения показателя минимальной стоимости жизни (минимального потребления материальных благ и услуг) в целях установления минимальных социальных гарантий и социальной защиты населения.
Основными социальными нормативами для определения социальных гарантий граждан и обеспечения социальной защиты населения являются минимальные потребительские бюджеты.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимостное выражение набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на уровне, принятом в данном обществе в качестве минимально допустимого на определенном этапе его развития, но не ниже предела, устанавливаемого научно обоснованными минимальными нормами и нормативами.
Минимальный потребительский бюджет используется для: общей оценки уровня жизни; определения направлений социальной политики; установления минимальных размеров заработной платы, пенсий и на их основе - стипендий, пособий и других социальных выплат; определения не облагаемого налогами минимума; порядка индексации доходов; осуществления мер социальной защиты населения.
Минимальные потребительские бюджеты определяются в целом по территории государства и его регионам с учетом природно-климатических, национальных и иных особенностей потребления материальных благ и услуг населением. В зависимости от целевого назначения минимальные потребительские бюджеты подразделяются на следующие виды:
в расчете на душу населения;
по семьям различного состава;
по социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, студенты и учащиеся, дети по определенным возрастным группам и др.).
В состав минимального потребительского бюджета включается следующий сбалансированный набор товаров и услуг:
продукты питания;
одежда, белье, обувь;
предметы санитарии и гигиены, лекарства;
предметы хозяйственного обихода и культурно-бытового назначения;
жилище, коммунальные услуги, топливо;
бытовые услуги;
транспорт, связь;
социально-культурные услуги, отдых;
обязательные платежи и налоги;
табак, алкоголь.
Соотношение между этими составляющими представляет структуру минимального потребительского бюджета.
Минимальные потребительские бюджеты по государству в целом и по его регионам определяются в соответствии с методическими указаниями, разрабатываемыми государственными органами по труду с участием объединений профсоюзов и работодателей. Нормы потребления продуктов питания для различных социально-демографических групп населения определяются национальными органами здравоохранения. Нормативы потребления непродовольственных товаров и услуг рассчитываются научными организациями соответствующего профиля. Величина расходов на непродовольственную часть потребительского бюджета может определяться также в доле к общему потребительскому бюджету либо по их соотношению с затратами на питание.
Минимальные потребительские бюджеты по стоимости рассчитываются исходя из их состава, структуры и данных о средних ценах покупки включенных в потребительский бюджет товаров и услуг, регистрируемых органами государственной статистики во всех видах торговли.
Состав и структура минимальных потребительских бюджетов, а также периодичность их пересмотра устанавливаются законодательными актами.
Данные о структуре и стоимости минимального потребительского бюджета являются общедоступными, регулярно публикуются в официальных изданиях и местной печати и в согласованном порядке сообщаются Статистическому комитету Содружества Независимых Государств.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о минимальном потребительском бюджете, несут ответственность в порядке, определяемом законодательством.
Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 6, 1995 год