Принят
на двадцать втором пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-10
от 15 ноября 2003 года)
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
моторное топливо - топливо, получаемое в результате переработки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ), используемое в поршневых, реактивных, газотурбинных двигателях внутреннего сгорания транспортных и иных средств;
альтернативные виды моторного топлива - сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана, сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси), другие виды жидкого и газообразного моторного топлива, полученные в результате переработки нетрадиционных источников и видов энергетического сырья, прошедшие специальную обработку и но своим энергетическим и экологическим характеристикам отвечающие требованиям, предъявляемым моторному топливу, установленным соответствующими стандартами;
нетрадиционные источники и виды энергетического сырья - любые, за исключением нефтяных, источники сырья, в том числе сырье растительного происхождения, твердые горючие вещества, биогаз, пригодные и экономически целесообразные для получения моторного топлива;
транспортные и иные средства - средства автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного видов транспорта, ракетно-космическая техника, сельскохозяйственные, строительные и дорожно-строительные машины, стационарные и другие механизмы и устройства, имеющие двигательные установки, работающие на моторном топливе и (или) на альтернативных его видах;
газобаллонное оборудование - оборудование, обеспечивающее автономное хранение запаса и использование природного газа и других газообразных альтернативных видов моторного топлива в двигателях транспортных и иных средств;
газозаправочное оборудование - стационарное и мобильное оборудование, обеспечивающее заправку транспортных и иных средств природным газом и другими газообразными альтернативными видами моторного топлива.
Настоящий Закон регулирует отношения юридических и физических лиц - собственников, пользователей и изготовителей транспортных и иных средств, а также собственников и производителей альтернативных видов моторного топлива, газобаллонного и газозаправочного оборудования и выполняющих услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива, с органами исполнительной власти государства, органами административно-территориальных образований, возникающие в связи с реализацией мер по использованию альтернативных видов моторного топлива для транспортных и иных средств.
Настоящий Закон устанавливает приоритет использования природного газа в качестве наиболее перспективного в экологическом отношении и экономичного моторного топлива, а также основы государственного стимулирования и регулирования его использования.
Правовой основой регулирования отношений, возникающих при использовании альтернативных видов моторного топлива, являются конституция государства, международные договоры государства, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты государства, нормативные правовые акты органов административно-территориальных образований.
Отношения в области охраны окружающей природной среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения уменьшения вредного воздействия субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство и применение моторного топлива, на качество атмосферного воздуха, здоровье человека и окружающую природную среду, регулируются законодательством государства в области охраны окружающей природной среды и нормативно-правовыми актами органов административно-территориальных образований в данной области, а также соответствующими положениями настоящего Закона.
Имущественные отношения, возникающие при переводе транспортных и иных средств на использование альтернативных видов моторного топлива, регулируются гражданским законодательством.
К полномочиям органов государственной власти в области использования альтернативных видов моторного топлива относятся:
- формирование государственной политики;
- принятие государственных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на стимулирование и регулирование использования альтернативных видов моторного топлива;
- координация работ по формированию и реализации программ использования альтернативных видов моторного топлива;
- регулирование цен на альтернативные виды моторного топлива;
- разработка и введение в действие государственных стандартов, норм и правил, других нормативных документов в области производства и использования альтернативных видов моторного топлива для транспортных и иных средств;
- осуществление государственного контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производимыми транспортными и иными средствами в соответствии с законодательством государства;
- установление оснований и порядка перевода транспортных и иных средств, принадлежащих организациям различных форм собственности и частным предпринимателям, на альтернативные виды моторного топлива.
Органы административно-территориальных образований осуществляют полномочия в области использования альтернативных видов моторного топлива, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти государства, в том числе принимают нормативно-правовые акты в указанной области, за исключением нормативных правовых актов в области государственного железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также ракетно-космической промышленности.
Органы государственной власти административно-территориальных образований в пределах своей компетенции определяют дополнительные меры, направленные на стимулирование и регулирование использования альтернативных видов моторного топлива.
Органы исполнительной власти государства в соответствии с его конституцией наделяют органы административно-территориальных образований следующими государственными полномочиями в области использования альтернативных видов моторного топлива с передачей соответствующих средств для их реализации:
- установление оснований и порядка перевода транспортных и иных средств на соответствующей территории на использование альтернативных видов моторного топлива;
- реализация мер по стимулированию и регулированию перевода транспортных и иных средств на использование альтернативных видов моторного топлива;
- осуществление государственного контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производимыми транспортными и иными средствами.
Решение о передаче органами исполнительной власти государства указанных государственных полномочий и соответствующих средств для их реализации органам местного самоуправления принимается правительством государства.
Соответствующие органы исполнительной власти государства осуществляют контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в области использования альтернативных видов моторного топлива.
Органы государственной власти в пределах своей компетенции могут наделять органы административно-территориальных образований государственными полномочиями в области использования альтернативных видов моторного топлива в соответствии с законодательством государства.
Основными целями государственной политики в области использования альтернативных видов моторного топлива являются:
- улучшение экологии окружающей среды и социально-экономических условий жизни населения;
- укрепление энергетической независимости, рациональное использование национальных ресурсов нефти, долгосрочное и надежное обеспечение отраслей экономики и населения альтернативными видами моторного топлива;
- стимулирование использования альтернативных видов моторного топлива и приоритет использования природного газа в качестве моторного топлива;
- свободное использование других видов моторного топлива для транспортных и иных средств;
- сочетание интересов государства и органов административно-территориальных образований в области энергообеспеченности транспортных и иных средств, а также интересов производителей, продавцов и потребителей альтернативных видов моторного топлива, газобаллонного и газозаправочного оборудования, газобаллонных транспортных и иных средств и выполняющих услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива;
- научная обоснованность норм и правил использования альтернативных видов моторного топлива;
- расширение использования альтернативных видов моторного топлива на основе государственных целевых и региональных программ в данной области;
- стимулирование деятельности юридических и физических лиц, направленной на использование альтернативных видов моторного топлива;
- государственное регулирование основ ценовой политики в отношении альтернативных видов моторного топлива;
- государственное регулирование нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами;
- государственное регулирование платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами;
- поддержка и защита интересов юридических лиц - инвесторов, вкладывающих средства в производство и использование альтернативных видов моторного топлива, заправочных, транспортных и иных средств, использующих эти виды моторного топлива, а также выполняющих услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива;
- первоочередное развитие сети стационарных и мобильных средств заправки, обеспечивающих выполнение трансграничных грузо- и пассажироперевозок на альтернативном моторном топливе.
Альтернативные виды моторного топлива, а также услуги по их использованию в качестве моторного топлива подлежат обязательной сертификации в соответствии с требованиями, установленными законом государства о сертификации продукции и услуг.
Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах транспортных и иных средств установленным техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие моторного топлива стандартам и установленным требованиям, выдаются в порядке, установленном правительством государства.
В государственные стандарты на транспортные и иные средства, работающие на моторном топливе, включаются соответствующие нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами в соответствии с требованиями, установленными законом государства о стандартизации.
Статья 8. Программы использования альтернативных
видов моторного топлива
В целях обеспечения широкого использования альтернативных видов моторного топлива разрабатываются и реализуются соответствующие государственные целевые и региональные программы.
Государственные целевые программы использования альтернативных видов моторного топлива разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном правительством государства.
В целях обоснования объемов использования альтернативных видов моторного топлива на территориях регионов государства, а также в целях формирования экономической политики на указанных территориях, направленной на стимулирование и регулирование использования альтернативных видов моторного топлива для транспортных и иных средств, разрабатываются и утверждаются региональные программы использования альтернативных видов моторного топлива в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов административно-территориальных образований.
Юридическим и физическим лицам - собственникам транспортных и иных средств, использующим альтернативные виды моторного топлива, а также организациям, которые разрабатывают, производят транспортные и иные средства, использующие альтернативные виды моторного топлива, и соответствующее газобаллонное и газозаправочное оборудование для указанных транспортных и иных средств и выполняют услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива, оказывается законодательная и другая государственная, в том числе финансовая, поддержка в форме и порядке, которые устанавливаются правительством государства.
Правительство государства при разработке и осуществлении мер по проведению единой политики цен на альтернативные виды моторного топлива для транспортных и иных средств обеспечивает экономические преимущества потребителям альтернативных видов моторного топлива перед потребителями нефтяных видов моторного топлива.
Правительство государства определяет размеры и порядок взимания платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами, работающими на моторном топливе, при этом с юридических и физических лиц, использующих транспортные и иные средства, работающие только на природном газе и ином альтернативном топливе, плата за загрязнение окружающей природной среды не взимается.
Средства, поступающие от юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами, направляются на реализацию мер по переводу указанных транспортные иных средств на использование природного газа или других альтернативных видов моторного топлива. Порядок сбора указанных средств и их использования устанавливается правительством государства.
Государственное регулирование и контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами, работающими на моторном топливе, осуществляются с учетом того, что транспортные и иные средства, работающие только на природном газе или другом альтернативном виде моторного топлива, не подлежат государственному учету как источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также инвентаризации как источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Правительством государства определяется особый порядок проверки соответствия выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производимых указанными транспортными и иными средствами, установленным техническим нормативам выбросов.