Недействующий


Проект N 127413-4  


Вносится депутатом
С.Н. Бабуриным


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

     

Об единовременном федеральном государственном денежном
пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка

Настоящий Федеральный закон устанавливает систему единовременных федеральных государственных денежных пособий семьям на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка (далее - единовременное пособие семье), которая нацелена на всемерное укрепление российской семьи, материальную поддержку материнства, отцовства и детства.


Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на российскую семью, то есть мужчину и женщину - граждан Российской Федерации, состоящих в зарегистрированном по законам Российской Федерации браке, и детей, рожденных в данном браке, при условии, что указанная семья постоянно проживает на территории Российской Федерации.


Статья 2. Право на получение единовременного пособия семье

Право на получение единовременного пособия семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка имеет по выбору один из супругов - родителей данного ребенка.

Статья 3. Размер единовременного пособия семье

Единовременное пособие семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка устанавливается в каждом случае в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.


Статья 4. Источник средств, предназначенных для покрытия расходов по выплате единовременных пособий семьям

Источником средств, предназначенных для покрытия расходов по выплате единовременных пособий семьям, является золотовалютный резерв Центрального банка Российской Федерации.

Средства из золотовалютного резерва Центрального банка Российской Федерации, предназначенные для покрытия расходов по выплате единовременных пособий семьям, назначаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, аккумулируются в специальном фонде, образованном при Правительстве Российской Федерации (далее - Фонд).

Порядок поступления средств в Фонд и их последующего использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

     

Статья 5. Государственные органы, назначающие и выплачивающие
единовременные пособия семьям

Государственным органом, назначающим единовременное пособие семье является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), действующее по уполномочию Правительства Российской Федерации. Органом, выплачивающим единовременное пособие семье, является территориальный орган социальной защиты населения по месту постоянного проживания заявителя на получение данного пособия.

Статья 6. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия семье

Для назначения единовременного пособия семье заявитель представляет:

- заявление о назначении пособия;

- документ, удостоверяющий личность заявителя;

- свидетельство о браке;

- нотариально заверенную доверенность заявителю от супруга (супруги) на право действовать от имени данной семьи по вопросу о получении единовременного пособия;

- сведения о количестве детей в семье (подтверждается документально предъявлением свидетельств о рождении имеющихся детей, в том числе ребенка, в связи с рождением которого назначается пособие).

Документы на получение единовременного пособия семье представляются в подлинниках.

Единовременное пособие семье назначается, если обращение за ним в Министерство последовало не позднее шести месяцев со дня рождения третьего, четвертого и пятого ребенка. Решение о назначении пособия или отказ в назначении пособия принимается в течение 30 календарных дней со дня принятия документов Министерством.

Единовременное пособие семье выплачивается заявителю не позднее одного месяца с момента принятия решения о назначении пособия.

Статья 7. Порядок обжалования решения Министерством,
содержащего отказ в назначении единовременного пособия семье

Министерство принимает решение об отказе в назначении единовременного пособия семье в случае, если заявителем не выполнены требования статьи 6 настоящего Федерального закона.

Решение о назначении единовременного пособия семье отменяется, а выплаченное пособие взыскивается в случае предоставления заявителем документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения единовременного пособия семье.

Решение Министерства с отказом в назначении единовременного пособия семье может быть обжаловано в суде.

     

     

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня своего официального опубликования.


Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "Об единовременном федеральном государственном денежном
пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка"

Демографическая ситуация в современной России вызывает обоснованную тревогу не только за ближайшее будущее нашей страны, но и за судьбу российской государственности. Численность населения Российской Федерации продолжает неуклонно снижаться. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия (данные из Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года).

Согласно последним прогнозам Федеральной службы государственной статистики, общая численность населения к 2016 году в стране может быть в лучшем случае 138 млн. 748 тыс. человек, в худшем - 128 млн. 686 тыс., а по среднему варианту - 134 млн. 837 тыс. человек. Если учитывать бурный рост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии, то данный демографический прогноз оставляет России мало шансов на сохранение нынешних геополитических позиций в мире.

Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. При этом страдает и количество, и качество: каждый четвертый ребенок рожден вне брака, 2 миллиона детей - фактически беспризорные. Число абортов в 1,8 раз превышает число родов, больных СПИДом в настоящее время, по подсчетам специалистов, 50 тысяч человек, а по неофициальным данным - 100 тыс. чел. Наркоманов в России приблизительно 2 - 3 миллиона чел., а у 60 % населения из-за постоянных нервных нагрузок повышена опасность развития психических заболеваний. Смертность российских мужчин трудоспособного возраста за последнее десятилетие выросла на 80%. Основными причинами увеличения их смертности являются: алкоголизм, травматизм, нарушение охраны труда. В России более 109 млн. человек проживают на территориях, которые терпят экологические бедствия.

Если отмеченные выше негативные тенденции не будут решительно преодолены в кратчайшие сроки, под угрозу будет поставлено не только поступательное развитие нашей страны, но и сохранение России как суверенного государства.

Одним из средств, способных изменить ситуацию в лучшую сторону, является резкое повышение рождаемости в российских семьях, поскольку именно в семье формируются начальные элементы любого здорового социума. Бездетные семьи, семьи с одним ребенком демографическую ситуацию улучшить, естественно, не способны. Таким образом, на поддержку со стороны государства должны, прежде всего, рассчитывать многодетные семьи, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения, стабильное и гармоничное развитие нации.

Исходя из вышеизложенного, с целью укрепления и поддержки российской семьи как основной ячейки общества и одного из важнейших элементов, без которых невозможно обеспечить поступательное развитие страны, необходимо изыскать дополнительные финансово-экономические стимулы для повышения рождаемости в полных семьях граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Стратегическое значение этой задачи для будущего России предполагает использование для ее реализации части стратегического резерва страны - золотовалютного резерва ЦБ РФ.

В законопроекте определены: сфера действия закона и круг лиц, которым принадлежат право на получение единовременного пособия семье, порядок и условия его назначения и выплаты, размер пособия и источник средств, предназначенных для покрытия расходов по выплате этих пособий, государственные органы, назначающие и выплачивающие единовременные пособия, а также порядок обжалования их решений и действий.

     

     На N 240/157 от 25 октября 2004 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "Об единовременном федеральном
государственном денежном пособии семье на рождение третьего,
четвертого и пятого ребенка", вносимый в Государственную Думу
депутатом Государственной Думы С.Н.Бабуриным

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Проектом федерального закона предлагается установление нового вида государственной поддержки семьям с детьми - единовременного федерального государственного денежного пособия на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка (далее - единовременное пособие) в размере 200 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что размер единовременного пособия концептуально не обоснован и значительно превышает средний размер годовой заработной платы работника. Таким образом, создается основа для иждивенческих настроений у части граждан, а также условия для асоциального образа жизни неработающих родителей.

Кроме того, по оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется выделение 54,392 млрд. рублей ежегодно.

Финансировать выплату единовременного пособия предлагается за счет средств золотовалютного резерва Центрального банка Российской Федерации, которые будут аккумулироваться в специальном фонде, образованном при Правительстве Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, в соответствии с целями, определенными Законом.

В соответствии со статьей 3 данного Закона целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Средства золотовалютного резерва являются стратегическим запасом Российской Федерации и не могут быть использованы на финансирование текущих бюджетных расходов.

Действующим законодательством на федеральном уровне установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривает выплату пяти видов государственных пособий, в том числе единовременного пособия при рождении ребенка.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие представленного проекта федерального закона.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»