Ю.М.Лермонтов
советник налоговой службы II ранга                


Комментарий к информации Минюста России от 15 августа 2005 года

    
  
   Минюст России осуществил проверку Федеральной налоговой службы по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России. В ходе проверки выявлен ряд документов не прошедших государственной регистрации. Чем это грозит налогоплательщику?

        В соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 за Минюстом России закреплены следующие полномочия:

- по государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- по проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации.

Именно два этих полномочия позволили Минюсту России провести проверку ФНС России. В результате проверки был выявлен ряд документов, содержащих правовые нормы и подлежащих государственной регистрации в Минюсте России, которые на государственную регистрацию в установленном порядке не представлялись.

Согласно пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Сославшись на вышеуказанный указ Минюст России указал, что одиннадцать документов ФНС России не подлежат применению, как не прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями).

Из одиннадцати документов, не подававшихся на государственную регистрацию, четыре регулируют вопросы оплаты труда в налоговых органах и, очевидно, не представляют интереса для читателей. А вот правовые последствия по остальным семи документам стоит проанализировать.          


Приказ МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (с изменениями, внесенными приказом МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/415@).

Данным приказом утверждены документы регулирующие процедуры перехода, постановки на учет плательщика ЕСХН, и возврата на общий режим налогообложения.

Приказом утверждены следующие формы документов:

- форма N 26.1-1 "Заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" - приложение N 1 к Приказу;

- форма N 26.1-2 "Уведомление о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" - приложение N 2 к Приказу;

- форма N 26.1-3 "Уведомление о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" - приложение N 3 к Приказу;

- форма N 26.1-4 "Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" - приложение N 4 к Приказу;

- форма N 26.1-5 "Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения" - приложение N 5 к Приказу.

В связи с эти у ряда налогоплательщиков может встать вопрос: если отменены Приложения N 1 и 5, то каким образом нужно уведомлять налоговый орган о переходе на ЕСХН и возвращении на общий режим налогообложения.

По мнению автора, проблема здесь отсутствует в силу того, что нормами главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" не предусмотрено, что форма заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и форма заявления о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения утверждаются органом, уполномоченным в области налогов и сборов. Следовательно, форма заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, утверждаемая органом, уполномоченным в области налогов и сборов, носит рекомендательный характер и налогоплательщик может оформить данные документы в свободной форме.

Заметим, что к аналогичным выводам пришел также ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.11.2004 года NА42-5179/04-28) в отношении другого специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения. Проанализируем данное постановление.     
    
     
Пример.      

Налогоплательщик представил в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации, одновременно подано заявление о применении УСН по форме, не соответствующей утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 года N ВГ-3-22/495 “Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения”. Налогоплательщику направлено письмо, в котором предложено подать заявление о переходе на УСН по установленной форме.

Так как налогоплательщик заявление по установленной форме не представило, налоговый орган направил ему уведомление о невозможности применения УСН в связи с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, поскольку заявление о применении УСН подается вновь созданной организацией одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.

Позиция суда.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.

Статьей 346.13 НК РФ установлены порядок и условия применения УСН. Согласно пункту 2 статьи 346.13 вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемом случае налогоплательщик представил в налоговый орган заявление о применении УСН с соблюдением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, то есть одновременно с подачей документов для государственной регистрации его в качестве юридического лица.

Основанием для отказа в применении налогоплательщиком УСН послужила подача налогоплательщиком названного заявления не по форме, установленной приказом МНС РФ от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.

Вместе с тем положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривается подача налогоплательщиком заявления о переходе на УСН по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказ МНС РФ, которым утверждены формы документов, в том числе и форма Заявления о переходе на УСН, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер.                  

Приказ МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления".

Приказом МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ утверждены документы, которыми должны обмениваться банки и налоговые органы при открытии, закрытии или изменении счетов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Заметим, что утвержденные бланки выдавались банками до 23.08.2004 года и подлежали приему налоговыми органами до 20.09.2004 включительно (см. письмо МНС России от 17.08.2004 года N 24-3-03/571@) , в связи с тем, что приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были утверждены новые формы указанных документов. Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2004 N 5978.     

Приказ МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@ "О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения".

Представляется, что отмена приказа МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@ не приведет к каким-либо серьезным правовым последствиям для налогоплательщика. Дело в том, что Приказ МНС России от 19.09.2002 года N САЭ-3-22/414@ внес изменения и дополнения в приказ МНС России 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, которым утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения (Далее -УСН).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs