РЕЗОЛЮЦИЯ (73) 6
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

     
О вопросах наказания в связи с злоупотреблением наркотиками

     
Принята
Комитетом Министров
19 января 1973 года
на 217-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами;

учитывая ухудшения ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиками в Европе, а также и в других частях мира;

________________

Для целей настоящей Резолюции термин "наркотик" означает любое вещество, которое по причине своих психотропных и иных свойств может привести к злоупотреблению им, а иногда к состоянию зависимости от него.


признавая, что злоупотребление наркотиками представляет собой трудноразрешимый и динамичный вызов здоровью общества и социальному благополучию, и что его характер, масштаб, происхождение и средства эффективного управления им в большинстве своем малопонятны и требуют существенных дальнейших исследований;

стремясь к координации и увеличению, в рамках существующих международных конвенций, усилий, предпринимаемых государствами - членами в борьбе против такого злоупотребления;

подчеркивая необходимость направления этих усилий согласованной и всесторонней политикой;

будучи убежденным, что такая политика должна осуществляться на межотраслевой основе полномочий и средств, необходимых для превентивных и лечебных мер, и что соответствующее применение уголовного права представляет собой обязательный элемент такого подхода;

принимая во внимание желательность осуществления и поддержания положений, содержащихся в международных правовых документах и, в частности тех, что разработаны под покровительством Организации Объединенных Наций,

I. Рекомендует государствам - членам Советы Европы применять следующие принципы:

A. Общая политика

1. Общей целью должно быть уменьшение человеческих страданий путем привлечения на свою сторону общественности, охраны уязвимых лиц, помощи зависимым и подавления торговли наркотиками.

2. Меры наказания, направленные против злоупотребления наркотиками, должны рассматриваться как часть более масштабного национального ответа, который также включает превентивные и реабилитационные элементы и принимает во внимание общие направления развития общества. Подобный подход должен привести к формированию национальной программы, предусматривающей долго- и краткосрочные цели и к принятию соответствующих мер для обеспечения скоординированного планирования и исполнения подобной программы.

3. Национальные органы, занимающиеся контролем за злоупотреблениями наркотиками и последствиями этого злоупотребления для здоровья общества и социальными проблемами, должны быть обеспечены:

(a) доступом к консультациям экспертов из различных областей по вопросам контрмер, связанных с наказанием и не связанных с таковым;

(b) связями с организациями общественного здравоохранения, образования, общественными организациями, судебными органами и органами по исполнению наказаний при разработке эффективных действий общества по защите особенно молодых людей;

(c) адекватными средствами для проявления инициатив, подготовки своевременных и взвешенных мер и для этой цели они должны обладать гибкими административными полномочиями в рамках соответствующего законодательства;

(d) доступом к службам мониторинга и исследований.

4. Должны быть приняты все возможные шага для развития необходимых служб идентификации, диагностики, лечения и реабилитации, равно как и обучения и социальной реинтеграции заинтересованных лиц, особенно принадлежащих к молодым возрастным группам. Эти службы должны, насколько это возможно, зарождаться и функционировать в качестве интегративной системы, использующей навыки различных отраслей знаний.

B. Что касается законодательства

1. Основной целью права в этой сфере должно быть регулирование изготовления, производства и распространения наркотиков, а также определение и наказание видов деятельности, которые, скорее всего, способствуют злоупотреблению наркотиками.

2. Подверженное конституционным ограничениям и, коль скоро, это допускается международно-правовыми обязательствами, законодательство должно вводится в действие таким образом, чтобы позволить национальным властям:

(a) как можно быстрее ставить новые наркотики под контроль;

(b) устанавливать ограничения на производство и распространение конкретных наркотиков;

(c) регулировать вопросы безопасности хранения наркотиков;

(d) разрешать специальные ограничения при выписывании некоторых наркотиков;

(e) увеличивать или уменьшать, в зависимости от обстоятельств, строгость ограничений относительно доступности наркотиков.

3. Вещества, за которыми ведется контроль, должны быть поименно обозначены в законе.

4. Уголовное право должно предусматривать суровые санкции за профессиональную торговлю наркотиками.

5. Закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы допускать возможность лечения и реабилитации, либо в пределах уголовно-исправительных учреждений, либо за их пределами, а также в период опеки после лишения свободы.

C. Что касается полицейских и таможенных органов управления

1. Роль правоприменительных органов должна быть скоординирована с описанными выше общими политическими целями. Для этого сотрудникам этих органов должна быть предоставлена возможность пройти соответствующую подготовку, а также должно быть налажено тесное сотрудничество между ними и другими задействованными общественными организациями.

2. На национальном уровне должны быть предприняты эффективные меры для обеспечения полной координации превентивных и репрессивных действий, предпринимаемых против незаконной торговли, как того требуют международные документы. Если это до сих пор не сделано, то каждое государство-член должно создать центральную службу, с которой все его правоприменительные органы должны сотрудничать в процессе собирания и распространения информации о незаконной торговле и торговцах.

3. Сотрудники правоприменительных органов должны быть обеспечены всеми средствами, необходимыми для принятия стремительных и эффективных действий.

D. Что касается деятельности судов

1. Желательно, чтобы прокуроры и судьи имели доступ к соответствующей информации о личности преступника и его биографии.

2. В зависимости от национальных обстоятельств, должна рассматриваться возможность разрешения прокурорам и судьям прекращать разбирательства по делам в отношении лиц, зависимых от наркотиков, которые соглашаются на лечение и дальнейшую опеку, или в отношении которых принято административное или судебное решение о принудительном лечении.

3. Если альтернативные методы не привели к положительному результату, лица, злоупотребляющие наркотиками, в частности несовершеннолетние, лица, совершившие преступление впервые, и преступники, которые не встали на путь преступлений, не должны подвергаться лишению свободы.

E. Что касается лишения свободы


Если к лицу, зависимому от наркотиков, было применено лишение свободы, то оно должно быть помещено в уголовно-исправительное учреждение, которое располагает средствами для лечения и реабилитации.

F. Что касается информации и подготовки


Полиция, прокуроры, судьи, персонал тюрем, офицеры по пробации и другие лица, призванные применять уголовное право, должны иметь доступ к информации о различных аспектах злоупотребления наркотиками и, где это возможно, должны проходить специальную подготовку в этой области.

G. Что касается документационного обеспечения и исследований

1. Собирание информации и статистических данных о злоупотреблении наркотиками и смежных социальных проблемах и проблемах общественного здравоохранения должно поощряться таким образом, чтобы сделать более удобным анализ этих данных на национальном и международном уровнях.

2. Помимо того, что должны поощряться исследования по всем аспектам злоупотребления наркотиками, должны быть проведены специальные исследования о результатах применения в данной области уголовного права.

3. В законодательство должны быть внесены необходимые положения, допускающие проведение исследования злоупотреблений наркотиками, за которыми установлен контроль.

H. Что касается международного сотрудничества


Между государствами - членами Совета Европы должно быть установлено тесное сотрудничество, в частности, в следующих областях:

(a) что касается информации: в дополнение к информации, предоставляемой в рамках международных договоров, государства-члены под покровительством Совета Европы должны договориться об обмене информацией о готовящемся законодательстве, о рассматриваемых административных мерах, о методах лечения, которые уже используются, и тех, которые изучаются, о превентивных мерах и публичном обучении, о результатах исследований и о практическом опыте, полученном в этой сфере;

(b) что касается юридических действий: государства-члены должны продолжать развитие взаимного сотрудничества и оказание помощи, которые уже возможны в рамках конвенций, разработанных под покровительством Совета Европы;

(c) что касается правоприменительных органов: центральные службы должны работать при тесном взаимодействии и сотрудничестве с компетентными межправительственными и международными организациями.

В частности, должно поощряться сотрудничество в рамках Интерпола (ICPO). Другие внутригосударственные органы управления, которые играют важную роль в подавлении незаконной торговли наркотиками должны, насколько это возможно, быть включены в систему международного сотрудничества.

II. Предлагает Правительствам государств-членов информировать Генерального Секретаря Совета Европы, когда это будет уместно и самое позднее в течение двухлетнего периода, о действиях по этой резолюции.



Текст документа сверен по:

Совет Европы и Россия.

Сборник документов - М.: Издательство

"Юридическая литература",

2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»