РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (88) 4
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

          

О санитарных мерах при переливании крови

     

Принята
Комитетом Министров
7 марта 1988 года
на 415-й встрече
Представителей Министров



Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,

принимая во внимание цель Совета Европы по осуществлению более тесного сотрудничества между его государствами-членами и то, что эта цель может быть достигнута, наряду с другими мерами, регламентацией в области здоровья;

учитывая Резолюцию (78) 29 о координации законодательств государств - членов Совета Европы в области использования крови, проведения вакцинации и трансплантации органов человека;

принимая во внимание Рекомендации N R (80) 5 относительно компонентов крови для лечения гемофилии, N R (81) 14 о предупреждении передачи инфекционных заболеваний при переливании крови, ее компонентов и производных, N R (83) 8 о предупреждении возможной передачи СПИДа от зараженных лиц получателями крови (реципиентами) или ее компонентов, и N R (84) 6 о предупреждении передачи малярии через переливание крови;

учитывая принципы, которые лежат в основе вышеупомянутых Рекомендаций, а именно, по этическим и клиническим показаниям, переливание крови должно быть добровольным и осуществляться без вознаграждения;

учитывая, что эти принципы соответствуют идеалам, рекомендованным Советом Европы;

принимая во внимание то, что количество компонентов переливания крови для пациентов зависит от числа доноров и резерва крови, который контролируется службами переливания крови;

учитывая необходимость гарантированной защиты доноров и реципиентов, которые определяют в конечном итоге состояние здоровья нации;

учитывая, что санитарный контроль в вопросах переливания крови и ее компонентов является основным условием предупреждения передачи инфекционных заболеваний;

принимая во внимание все возрастающую потребность в использовании крови и ее продуктов как необходимых терапевтических средств во всех государствах - членах Совета Европы, следует проводить четкую политику координации между государствами по обмену крови и ее компонентов,

Рекомендует Правительствам государств - членов Совета Европы проводить политику в соответствии с принципами, содержащимися в приложении к настоящей Рекомендации.

Приложение
к Рекомендации N R (88) 4

     

     

Понятия

1. Термин "переливание крови" предусматривает деятельность по переливанию, подготовке, хранению, распределению крови и учету.

2. Термины "кровь" или "компоненты крови" включают все терапевтические вещества, производные от крови: общая кровь, компоненты краской крови и плазмы.

Статья 1


Санитарные службы должны способствовать политике добровольности при переливании крови без вознаграждения при максимальной безопасности для здоровья доноров и реципиентов.

Статья 2


Вся ответственность по контролю за переливанием крови в каждом государстве лежит на санитарных службах. Они должны брать на себя непосредственную или косвенную ответственность по осуществлению национальной программы по забору, хранению и распределению крови, ее компонентов для обеспечения потребностей населения в проведении лечебных мероприятий с применением препаратов крови.

Статья 3


Санитарные службы могут поручать проводить полностью или частично мероприятия по переливанию крови неправительственным организациям, контролируя их деятельность в строгом соответствии с принципами терапевтической необходимости, но не для получения дохода; эти же принципы следует соблюдать другими государствами при переливании компонентов крови и плазмы.

Статья 4


Для избежания перерасхода крови, ее компонентов, а также неправомерного использования технических и финансовых ресурсов, персонала и оборудования, санитарным службам необходимо осуществлять контроль и координацию деятельности по программам переливания крови и ее компонентов.

Статья 5


Санитарные службы должны заботиться о бесплатном доступе всех нуждающихся пациентов к продуктам крови и ее компонентам, либо обеспечивать предоставление продуктов крови посредством страховых или социальных выплат, покрывая расходы на содержание службы переливания крови, научные исследования и развитие, а также на стимулирование безвозмездного донорства и создания банка крови.

Статья 6


Санитарные службы должны регулярно оценивать потребности в крови, основываясь на научных, клинических и технических данных; эта оценка должна позволить организовать и координировать деятельность трансфузиологии, чтобы продукты крови и ее компоненты были доступны в любой стране.

Статья 7


Санитарные службы должны оценивать качество и эффективность работы служб переливания крови на основании специальных критериев для гарантии безопасности переливания для доноров и реципиентов, организуя строгий контроль качества в каждой фазе программы переливания.

Статья 8


Санитарные службы должны поощрять тесное сотрудничество между медицинским персоналом центров переливания и техническими отделами для оптимального использования крови и избежания ее перерасхода.

Статья 9


В случае нехватки крови главный врач центра переливания совместно с лечащими врачами имеет право решать вопросы приоритетного использования крови.

Статья 10


Санитарные службы должны осуществлять наблюдение и контроль во время переливания крови и после него для предупреждения осложнений, возникающих в период подготовки продуктов переливания и последующего их действия.

Статья 11


Необходимо осуществлять программу контроля за переливанием крови и плазмы. Контролируя и наблюдая, санитарные службы могут определять значимость продуктов крови; согласно этическим принципам безопасности следует импортировать кровь и ее компоненты из страны согласно законодательству в сфере переливания крови и ее компонентов и практике защиты доноров и реципиентов.

Статья 12


При импорте крови и ее компонентов санитарные службы импортирующих стран должны предоставлять компетентным властям и (или) представителям стран-экспортеров гарантии и необходимые сведения об используемых средствах для обеспечения безопасности доноров и реципиентов, в частности, они должны указывать маркировку крови и плазмы при их использовании.

Статья 13


По просьбе импортирующих стран санитарные службы не должны позволять осуществление международной торговли продуктами крови без соответствия нормам законодательства или сертификату Всемирной Организации Здравоохранения о качестве фармацевтической продукции.

Статья 14


Санитарные службы должны предусматривать систему компенсаций в случае осложнений, непосредственно или косвенно связанных с переливанием крови; с этой целью они должны устанавливать систему соответствующей компенсации, независимо от требований заинтересованных сторон согласно принципу человеческой солидарности.

Статья 15


Донор не должен отвечать за несчастный случай, произошедший с реципиентом ни при оформлении документов, ни при переливании крови.

Статья 16


Переливание крови и ее компонентов является медицинским актом; поэтому его необходимо оформлять юридически для определения ответственности.

Статья 17


Санитарные службы должны предусматривать возможность обмена крови и ее компонентов через центры переливания крови на национальном или международном уровнях, правильно оформляя документы доноров, содержащих данные, позволяющие избегать проблемы тканевой совместимости и создавая лабораторию контроля.

Статья 18


Санитарные службы должны выступать в качестве консультативного органа по вопросам переливания крови, образованного из представителей служб, специалистов переливания крови и директоров центров переливания; консультативный орган должен осуществлять наблюдение и координацию в области переливания крови.


Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»