РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (90) 18
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ
СОВЕТА ЕВРОПЫ


О роли музеев в образовании, информации и обучении по
вопросам окружающей среды

 Принята
 Комитетом Министров
 18 июня 1990 года
 на 442-м заседании
 на уровне заместителей



Комитет Министров в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

Ссылаясь на решения семинара по музеям природы:

"инструменты для получения информации, стимулирования и охраны европейского природного наследия", проведенного в г.Страсбург как часть межправительственной программы деятельности в сотрудничестве с Международным советом по делам музеев (МСМ) (International Council of Museums - ICOM);

Подтверждая важность информации, деятельности по обучению и образованию в отношении окружающей среды в интересах лучшего понимания европейцами серьезных проблем окружающей среды;

Принимая во внимание скорость развития концепций в интерпретировании окружающей среды и постоянно растущей потребности в знаниях о природном наследии, имея в виду то, что музеи являются особенно подходящим инструментом для передачи знаний;

Считая, что музеи должны быть обеспечены всеми необходимыми средствами для выполнения своих основных функций, а именно:

i. действовать в качестве хранилищ фауны, флоры, камней, минералов и ископаемых, а следовательно, в качестве банков данных для вымирающих, исчезающих и "жизнеспособных" видов;

ii. считать научные исследования по данным референтным коллекциям, которые являются архивом жизни и земли и вносят вклад в изучение эволюции живых существ;

iii. обеспечивать образование и распространять информацию;

Подчеркивая бесплатный характер музеев естественной истории, экомузеев и музеев под открытым небом и подобных структур (ботанических садов, парков и заповедников), чьей целью является показывать природную среду и объяснять отношения между человеком, природой и культурой;

Имея в виду, что определенные музеи, в дополнение к выполнению своих традиционных функций, вносят вклад в экономическую жизнеспособность регионов, в которых они находятся;

Помня о том, что различные типы музеев должны считаться служащими научным, культурным и образовательным целям; Обращая внимание на тот факт, что сфера деятельности музеев расширяется для того, чтобы более полно отражать социальные аспекты охраны и управления окружающей средой;

Сознавая, что изменения, происходящие с ролью хранителей музеев, которые сейчас являются не просто учеными, но и руководителями многопрофильных учреждений, которые, для того, чтобы внести вклад в культурное развитие сообщества, должны управляться как предприятия;

Зная об изоляции некоторых провинциальных музеев и необходимости установления связи и проведения обменов информацией между музеями государств - членов Совета Европы, с одной стороны, и музеями в Восточной Европе и Африке, с другой;

Зная о необходимости укрепления партнерских отношений с фирмами, ассоциациями, школами, университетами, СМИ и местными властями;

Приняв ко вниманию решения семинара по природным музеям,

Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы:

I. Активно поддерживать усилия, предпринимаемые различными типами музеев для повышения сознания общественности о необходимости сохранения общего для всех европейцев природного наследия путем стимулирования проведения следующих мер:

i. развития, при содействии соответствующих органов Совета Европы, обмена информацией и опытом в отношении, среди прочих:

- организации постоянных и передвижных выставок

- обучения детей и взрослых по вопросам окружающей среды

- автоматизации данных

- музеографических методов

- займов материалов

- связей с административными, научными, культурными и финансовыми партнерами

- межмузейных контактов;

ii. укрепления связей между различными типами музеев путем установления братских отношений;

iii. периодической организации, в сотрудничестве со странами Восточной Европы и Африки, коллоквиумов, похожих на проведенный в сентябре 1989 года;

iv. выделения необходимых средств для проведения информационных кампаний и кампаний по повышению сознательности, соизмеримых с ожиданиями общества, все более озабоченного атаками на его окружающую среду;

v. уделения большего внимания в школьном учебном плане использованию загородных образовательных средств, таких как: музеи и парки;

vi. учреждения института аспирантуры по специальности музеология.

II. Изучать возможность установления, в сотрудничестве с ИКОМ, Европейской федерацией музеев естественной истории и подобных музеев в соответствии с культурной ролью Совета Европы;

III. Передать региональным и местным властям, равно как и университетам и ассоциациям, занимающимся вопросами естественной окружающей среды, текст данной рекомендации и стимулировать применение ими изложенных в ней принципов.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»