РЕЗОЛЮЦИЯ N (73) 3

     
О политике возрождения сельской местности в
равновесии между городом и деревней

     

Принята
 заместителями Министров
 19 января 1973 года
 на 217-й встрече
 заместителей Министров



Комитет Министров,

1. Отмечая, как и Европейская конференция Министров, ответственных за региональное планирование (заключительная резолюция первой конференции, Бонн, 9-11 сентября 1970 года), что различия между промышленными городскими районами и периферийными сельскими районами не были уменьшены в ходе экономического и социального развития в Европе;

2. Приняв во внимание Резолюцию N 63 Европейской Конференции местных властей о проблемах, вызванных снижением численности населения в сельской местности и возрождением сельской местности в равновесии между городом и деревней, которая отмечает, что пропасть между богатыми и бедными районами в некоторых случаях увеличилась, и что главным образом в сельскохозяйственных и сельских районах относительный упадок наиболее сильно выражен;

3. Отмечая, что во многих отношениях допущение снижения численности населения сельских районов приносит значительный ущерб:

- в сельских районах, оставленных вследствие неполной занятости местных человеческих и экономических ресурсов;

- в сельских районах, где местное население не в состоянии поддерживать адекватный уровень эксплуатации и содержания достопримечательных мест; из-за нарушения баланса между человеком и природой;

- в определенных районах, испытывающих сильные лишения, где снижение численности населения достигла такого уровня, что возможность дальнейшего развития данного района поставлена под угрозу;

- в урбанизированных и промышленных районах; из-за растущей концентрации и последующего увеличения финансовых и социальных затрат;

4. Считая, что, в то время как снижение численности сельскохозяйственных работников может казаться неизбежным следствием эволюции нового индустриального общества, уменьшение численности населения сельской местности - это явление, которое может, и должно, контролироваться;

5. Замечая также, что методы уравновешивания и перераспределения национальных богатств недостаточно сильны, чтобы остановить существующий отток экономики к городам в ущерб сельским районам;

Рекомендует правительствам-членам Совета Европы, настолько, насколько они полагают приемлемым к соответствующим обстоятельствам и проблемам в каждой стране и в каждом районе:

1. Разрабатывать общую политику сбалансированного развития как городских, так и сельских районов с целью сокращения различий в процветании различных районов, стимулирования лучшего распределения мероприятий и сохранения качества окружающей среды. Эта политика может включать:

i. усиленные меры по совершенствованию регионального планирования, включая материальное, социальное и экономическое планирование;

ii. принятие определенных финансовых мер для воздействия на расположение предприятий и, в частности, для увеличения экономических и бюджетных вливаний, разрешенных для сельских жителей, чтобы уравнять местные и региональные ресурсы в городских и сельских районах;

iii. разработку предварительных условий, существенных для стимулирования мер, направленных на увеличение привлекательности сельских районов, которые должны продолжать быть местом жительства достаточно большого количества населения;

iv. согласование протяженности коммуникаций и транспортных сетей и разработку крупных, средних и малых городских центров таким способом, чтобы для сельского населения было проще пользоваться службами и услугами этих центров;

v. меры интегрирования возрождения сельской местности в общей политике регионального развития.

2. Стимулировать создание эффективных децентрализованных региональных структур, чтобы:

i. приобщить население и их представителей к политике возрождения сельских районов, стимулируя, таким образом, дух местных инициатив и ощущение значимости региональных властей;

ii. создать региональные программы, наиболее приемлемые для составления общих проектов регионального планирования;

iii. позволить местным и региональным властям играть основную роль в применении и решающую роль в разработке программ развития.

3. Осуществлять реформы местной власти, направленные на усиление структуры местных властей, чтобы они соответствовали своей незаменимой роли руководителей местных инициатив по стимулированию возрождения сельских районов. Такие реформы должны быть разработаны с целью:

i. предоставления местным властям и группам местных властей преимущественных программ для участия населения в программах возрождения;

ii. стимулирования создания местных программ сельского развития на уровне местных властей, принимающих во внимание интересы населения и рассчитанных на взаимодействие всех заинтересованных сторон;

iii. стимулирования, с помощью центральных и местных властей, интенсивных мер по модернизации местной власти, для гарантии того, чтобы новые сельские поселения были обеспечены материальными и административным средствами, необходимыми для их работы, и в особенности компетентными работниками, специально обученными для работы, которую они должны выполнять.

4. Стимулировать проведение специфических мер для возрождения сельских районов:

i. Преобразование структуры сельского хозяйства путем:

- повышения производительных сил, приемлемых для сельской местности;

- составления модельных планов развития или изменения размера ферм и методики производства в соответствии с действительными фактическими ресурсами каждого района;

- стимулирования модернизации сельского хозяйства путем предоставления инвестиций для обслуживания и замены оборудования и технических средств;

- внедрения политики, гарантирующей, что доход фермеров и доступные им социальные услуги соответствуют, насколько это возможно, экономическим и социальным условиям большинства горожан;

- рационализации переработки сельскохозяйственной продукции и стандартизации торговли сельскохозяйственной продукцией;

- внедрения политики, направленной на соответствие местной промышленности и экономических перспектив сельскохозяйственных культур необходимым условиям сохранения почвы и восстановления пастбищных земель и лесов;

- содействия семейным фермам в получении адекватного технического обучения;

ii. Приемлемая политика децентрализации промышленности в сельских районах, включая:

- содействие в создании удобно расположенных центров регионального развития, служащих центрами занятости, социального обслуживания, экономики и культуры для местного населения в близлежащих районах;

- составления региональных программ, чтобы согласовать проекты индустриализации с внутренними проблемами каждого района и позволить заинтересованным сторонам получить общее представление о различных возможных типах поддержки;

- создание удобно расположенных предприятий, приемлемых в местном масштабе и отобранных с целью достижения необходимого эффекта в обучении и развития занятости и торговли;

- прямую финансовую поддержку для создания и расширения предприятий в форме прямых инвестиций, специальных государственных займов, гарантировании государством частных займов, низких процентных ставок и освобождения от налогов;

- предоставление хорошо оборудованных индустриальных зон, принимая во внимание, что крупные индустриальные зоны должны соответствовать планированию, выполняемому на региональном уровне;

iii. Развитие сферы обслуживания в сельских районах с целью улучшения качества и стандартизации коммунального обслуживания, включая образование, здравоохранение и социально-культурные учреждения, чтобы:

- сократить значительное неравенство в обслуживании между городскими и сельскими районами, в частности, располагая образовательные учреждения в центрах таким образом, чтобы сделать их доступными населению близлежащих сельских районов;

- совершенствовать долгосрочное экономическое развитие сельских районов путем разработки планов развития обслуживания, согласованных с другими планами, разработанными для достижения тех же целей в региональном развитии;

iv. Стимулирование последовательной политики профессионального обучения в сельских районах, включающей, в частности:

- условия для профессионального обучения, дополнительного образования и переподготовки сельскохозяйственных работников и молодежи, вместе с трудоустройством лиц, имеющих такое образование;

- обучение, соответствующее местным и региональным потребностям в трудоустройстве, так как иначе дальнейшее обучение может стимулировать отток в городские районы с большими возможностями трудоустройства;

- адресную помощь властей в форме пособий, займов и компенсация затрат на обучение и командировочных расходов;

- предоставления местными и региональными властями достоверной информации для фермеров о профессиональном обучении молодежи, а также дополнительном образовании и переподготовке для работников сельского хозяйства;

v. Развитие туристических и рекреационных зон с целью создания новых видов занятости вне сельского хозяйства и стимулирование экономического обмена на благо местного населения и жителей сельских районов, включая:

- достижение баланса интересов между различными участвующими сторонами при использовании свободного пространства: сельским хозяйством, лесоводством, рыболовством, транспортом, сферами отдыха и туризма, наукой, архитектурой и археологией;

- подготовку, в тесном сотрудничестве с заинтересованными местными властями, планов по предоставлению различных средств, включая инвестиционные программы и общественные работы, которые способствовали бы созданию условий, для размещения и благоприятствовали сохранению и охране лесных или природных ресурсов для будущих поколений (природные парки);

- прямая финансовая поддержка властями местных инициатив, для того чтобы дать возможность населению района принимать активное участие в обеспечении условий для туризма.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»