РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1556 (2002)

     
Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе

     

Текст принят Ассамблеей 24 апреля 2002 года

1. Парламентской Ассамблее Совета Европы часто предоставлялись возможности рассмотрения вопросов, относящихся к сохранению и развитию традиционных религиозных культур, и путей создания необходимых условий их успешного взаимодействия и совместного развития. В резолюции 885 (1987) "О вкладе евреев в европейскую культуру", рекомендации 1162 (1991) "О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру" и рекомендации 1291 (1996) "О еврейской культуре" Ассамблея выразила свое мнение о необходимости защиты и развития общего культурного наследия Европы во всем его богатстве и разнообразии.

2. Ассамблея также настойчиво выражала свое осознание необходимости обеспечения или восстановления гармоничных отношений между институтом религии и государством. Это является существенной частью обеспечения таких основных прав человека, как свобода совести и религии, религиозная терпимость и защита отдельных лиц и общин от любых форм религиозного преследования. Эти вопросы конкретно рассматриваются в резолюции 916 (1989) "О неиспользуемых культовых сооружениях", рекомендации 1202 (1993) "О религиозной терпимости в демократическом обществе", рекомендации 1222 (1993) "О борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью", рекомендации 1396 (1999) "О религии и демократии" и рекомендации 1412 (1999) "О незаконной деятельности сект".

3. Крах социалистической системы привел к возникновению для религиозных институтов Центральной и Восточной Европы возможности и даже ответственности в плане обновления своего социального потенциала и сосредоточения на своих основных, исторических задачах (т.е. духовное воспитание индивидуума, этическое совершенствование общества, а также культурные, благотворительные, образовательные и иные проекты).

4. В последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни.

5. Появление независимых государств поощрило стремление некоторых национальных православных церквей к собственной независимости или перемене своей принадлежности, что в некоторых случаях вызывает мощное сопротивление со стороны православных центров, которым они прежде подчинялись. Это привело к ухудшению взаимоотношений между церквями, а в некоторых случаях между государствами. Важно исключить какие-либо возможности государственного вмешательства в вопросы догмы церковного строительства и канонического права.

6. Новые религиозные свободы и устранение барьеров на пути распространения идей и верований, включая религиозные, поставили церкви Центральной и Восточной Европы перед лицом религиозного многообразия. Из-за своего ослабленного положения в прошлом и без опыта существования в условиях политического, культурного и религиозного плюрализма традиционные церкви региона в настоящее время оказались в состоянии конфликта с недавно появившимися там иностранными миссионерами и новыми религиозными движениями. До настоящего времени не удается решить проблему установления равновесия между принципами демократии и прав человека в области свободы совести и религии, с одной стороны, и сохранения национальной культурной, этнической и религиозной самобытности, с другой стороны.

7. Исчезновение "железного занавеса" привело к тому, что религиозный и культурный водораздел в Европе стал более очевиден и еще более усилился. Две христианские культуры - Западная и Восточная - весьма мало знакомы друг с другом, а неведение является очень опасным препятствием на пути к объединению Европы. Как неоднократно заявлял папа Иоанн Павел II, "христианская Европа должна дышать обоими легкими - восточным и западным". Наряду с этим, приверженцы двух христианских традиций не проявляют особого интереса ни к европейской культуре, которая является неотъемлемой частью европейского наследия, ни к исламской культуре, которая все более становится частью европейского ландшафта.

8. Исходя из вышеизложенного, Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров призвал правительства государств - членов. Европейский Союз и также соответствующие власти и организации:

Юридические гарантии и их соблюдение


i. добиваться соответствия внутригосударственного законодательства Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с особым упором на статью 9, в которой говорится, что религиозные свободы подлежат лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе, а также решению Европейского суда по правам человека (1983) о том, что ограничения в отношении прав человека должны мотивироваться "настоятельными общественными потребностями" и быть "соразмерными преследуемой законной цели";

ii. гарантировать всем церквям, религиозным организациям, центрам и объединениям статус юридического лица в том случае, если их деятельность не нарушает права человека или международное право и, в частности, потребовать от правительства Республики Молдова зарегистрировать Бессарабскую митрополию в соответствии с решением Европейского суда по правам человека от 13 декабря 2001 года;

iii. предпринять эффективные меры с тем, чтобы гарантировать свободу религиозных меньшинств, особенно в Центральной и Восточной Европе, с особым упором на их защиту от дискриминации или преследования со стороны религиозного большинства или иных групп, практикующих агрессивный национализм и шовинизм;

iv. привести в действие нормальные процедуры, предусмотренные во внутригосударственном праве, во всех доказанных случаях злоупотреблений в отношении религиозных свобод в форме, наносящей ущерб обществу или правам, свободам и здоровью отдельных лиц;

v. гарантировать церковным организациям, имущество которых было национализировано в прошлом, реституцию этого имущества в течение определенного времени, а в тех случаях, когда это невозможно, выплату справедливой компенсации; необходимо принимать надлежащие меры с целью недопущения приватизации национализированной церковной собственности;

vi. предложить посредничество в урегулировании конфликтов и споров между сторонами с их согласия при тщательном выполнении требования о невмешательстве государственных органов в вопросы догмы или иные внутренние религиозные споры;

vii. просить Европейский конвент включить европейские религии и христианские традиции в преамбулу будущей европейской конституции в качестве основы достоинства человеческой личности и прав человека и этических корней европейской самобытности;

Культура, образование и обмены


viii. создать информационные стратегии и разработать необходимые мероприятия в области культурного обмена с целью взаимного ознакомления народов различных стран с их культурными достижениями;

ix. сотрудничать с церковными властями в деле установления и распределения ответственности в таких областях, как реставрация исторических зданий и религиозное воспитание, и содействовать проведению совместных дискуссий по основным вопросам социальной сферы, морали, этики и культуры, которые стоят перед современным обществом;

х. включить информацию об основных европейских и религиозных культурах и обычаях в школьную программу;

xi. поддержать деятельность неправительственных организаций, которые проводят работу в области укрепления взаимопонимания между религиозными группами и защиты религиозного культурного наследия;

xii. предпринимать меры по обеспечению равного доступа к средствам массовой информации, образованию и культуре для представителей всех религиозных традиций;

xiii. поощрять создание специальных центров развития межконфессиональных отношений, а также проведение обменов выставками и ярмарками культурного наследия, шедеврами религиозного искусства и книгами с целью ознакомления населения с различными религиозными культурами Европы;

xiv. содействовать программам обмена с целью формирования у студентов, научных работников и деятелей культуры всесторонних представлений об этических, моральных и культурных ценностях европейских религий;

xv. поощрять развитие культурных маршрутов в Европе и связей Европы с соседними странами с целью учета и освоения исторического наследия и новых возможностей культурного общения;

xvi. передавать в общественные библиотеки публикации, которые детально освещают культурные достижения и основы учения различных религиозных традиций;

xvii. способствовать проведению научных исследований, направленных на установление общих корней различных европейских культур и содействие более глубокому пониманию путей, посредством которых они взаимоотносятся и дополняют друг друга.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»