РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1216 (1993)

________________

Ассамблея заседала 1 июля 1993 года (43-е заседание) (см. документ N 6950, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: г-жа Хауличек).

Текст принят Ассамблеей 1 июля 1993 года (на 430-м заседании).

О европейском культурном сотрудничестве



1. Культурное сотрудничество, защита прав человека и плюралистическая демократия являются основными сферами деятельности Совета Европы. Кроме того, само культурное сотрудничество может повысить уровень защиты прав человека и укрепить демократию.

2. "Культура" означает качество жизни и подготовка к ней. Данная сфера включает в себя образование, молодежную политику, спорт, средства массовой информации, досуговую деятельность, равно как и искусства, литературу, архитектуру и культурное наследие.

3. По большому счету, сотрудничество в данной сфере проводится на многоуровневой основе в рамках Европейской культурной конвенции, которая в настоящее время открыта для подписания государствами, еще не вступившими в Совет Европы, и позволяет практически всему европейскому континенту сотрудничать на равных условиях. Канада приобрела статус регулярного наблюдателя.

4. Ассамблея активно участвует в этом виде деятельности через представительство в различных межправительственных комитетах и в совете управляющих Европейского молодежного центра и фонда. Такое участие, помимо участия в Постоянной конференции местных и региональных властей Европы, составляет интерактивный характер культурного сотрудничества, что является уникальным для Совета Европы.

5. Совет Европы, однако, является не единственной организацией, занимающейся вопросами культурного сотрудничества в Европе. В дополнение к региональным организациям, таким как Скандинавский Совет (Nordic Council), самыми значимыми являются: ЮНЕСКО, Организация европейского культурного развития (OECD - (ОЕКР) (Organisation of European Cultural Development) и, после подписания Маастрихтского договора, Европейское сообщество. Существует постоянная необходимость координировать данный вид деятельности.

6. Комитет по культуре и образованию регулярно докладывал Ассамблее по европейскому культурному сотрудничеству, последний раз это было в 1988 году, до политических перемен в Центральной и Восточной Европе (см. документ N 5871 и Рекомендацию N 1075).

7. Вышеупомянутые перемены имели несколько последствий. Первым и наиболее значительным последствием является то, что Европа восстановила свое историческое измерение и потеряла искусственное деление на Запад и Восток.

8. Однако, с точки зрения эффективности, увеличившиеся числовые показатели снизили свободу коммуникации и установили жестокое давление на существующие структуры.

9. Нужно было пересмотреть рабочие методы. Параллельно культурному сотрудничеству Восточной Европе была оказана поддержка. Совет Европы должен продолжать принимать эту более операционную роль, избегая прямого финансирования культурной или образовательной деятельности. Можно приветствовать продолжение первоначального варианта программы Демосфен через новые виды деятельности, такие как проект Сократ (для целей демократизации образования, культуры и спорта).

10. Кризис в бывшей Югославии выявил серьезный недостаток в способности европейского общества убедительно реагировать на возникающие проблемы. Хотя Совет Европы не является гуманитарной организацией, он имеет технические возможности и моральное обязательство обеспечить доступ к этим возможностям во многих задействованных секторах (молодежная политика, образование, средства массовой информации и культурное наследие).

11. Существует проблема финансирования участия представителей новых стран и гарантирования их взносов. Данный вопрос должен решаться на уровне Совета Европы, а не перекладываться на гостеприимные плечи отдельных государств - членов Совета Европы. Несмотря на то, что во внимание принимаются смягчающие обстоятельства, неуплата новыми странами их оговоренных взносов не приемлется.

12. Частично в результате перемен в Центральной и Восточной Европе, частично как реакция на растущую ксенофобию и безработицу, положению, стандартам и ценностям культурных меньшинств сейчас уделяется большее внимание. Помимо традиционной образовательной системы большее внимание уделяется роли семьи (полной или неполной), религии (или отсутствию таковой) и обществу. В данном контексте влияние средств массовой информации подвергается критике.

13. Во времена экономического спада и в ситуации общего движения к приватизации, правительства не должны отказываться от своей обязанности предоставлять образовательные возможности и должны гарантировать создание необходимых условий для осуществления полного спектра культурной деятельности. Данный принцип также применяется к финансированию Европейского культурного сотрудничества.

14. Совет Европы пользуется возможностью более убедительно заявить о своем культурном призвании. Ассамблея с интересом смотрит на предложения, которые находятся на рассмотрении для нормативного использования культуры и образования с целью содействия демократии, пока эти предложения не попадают в рамки деятельности, проводимой на основе Европейской культурной конвенции.

15. У Европы есть также глобальная культурная ответственность. Развитию образования в настоящий момент содействует Центр "Север-Юг" в Лиссабоне. Необходимо укреплять культурное сотрудничество с соседними странами, например, в бассейне Средиземного моря и в рамках Восточной Европы.

16. Ассамблея рекомендует Комитету Министров:

В отношении культурного сотрудничества в целом


i. пригласить правительства еще раз подтвердить культурное призвание Совета Европы и значимость многоуровнего сотрудничества на основе существующей Европейской культурной конвенции и продолжать выделять соответствующие ресурсы на осознаваемые потребности;

ii. пригласить Европейское сообщество придерживаться Европейской культурной конвенции;

iii. рассмотреть пути объединения других заинтересованных неевропейских стран в деле сотрудничества по выполнению данной конвенции;

iv. продолжать укреплять сотрудничество с другими организациями, в частности, с ЮНЕСКО, ОЕКР и НССЕ (Научный совет Совета Европы);

В отношении конкретных областей культурного сотрудничества


v. уделять особое внимание деятельности в отношении молодежи и ее интеграции в межправительственную деятельность вообще;

vi. выполнить свое решение учредить второй Европейский центр молодежи в Центральной и Восточной Европе и развивать сеть национальных и региональных центров молодежи;

vii. продолжать искать пути поощрения разнообразия культурного творчества и его укрепления, например, посредством поддержки буквального перевода или распространения кинематографической продукции;

viii. дополнительно подчеркивать роль государственных и официальных властей на всех уровнях в предоставлении образовательных возможностей и условий для культурной деятельности, одновременно расширяя сотрудничество с другими партнерами по культурной жизни: учителями, творческими работниками, журналистами, спонсорами и коммерческим сектором в целом;

ix. настаивать на большей ответственности средств массовой информации, в частности, в отношении качества и этических стандартов их продукции;

х. разрабатывать новые варианты и инициативы по финансированию культурной деятельности в Европе;

xi. выражать больший интерес и оказывать большую поддержку проведению призового конкурса на звание Европейского музея года;

В отношении Центральной и Восточной Европы


xii. продолжать свои программы технической помощи и сотрудничества в Центральной и Восточной Европе и начать создание климата доверия на проблемных территориях и, в частности, в бывшей Югославии;

xiii. поощрять более тесное сотрудничество межправительственной деятельности и деятельности Ассамблеи в соответствии с совместными консультативными заседаниями по спортивному законодательству (приказ N 479);

В отношении введения нормативной деятельности


хiv. положительно рассматривать предложения по введению форм культурной и образовательной деятельности для содействия демократии и защите прав человека, одновременно поддерживая различие между данным видом деятельности и деятельностью, выполняемой на основе Европейской культурной конвенции, параллельно избегая спорного понятия европейской культурной самобытности;

В отношении распространения результатов


xv. уделять большее внимание распространению результатов деятельности Совета Европы путем координации почтовых списков по темам развития национальных информационных центров и широкого перевода ключевых документов;

xvi. оказывать поддержку для лучшей подготовки докладов о деятельности Совета Европы в национальных парламентах.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»