РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1203 (1993 год)

________________

Дебаты Ассамблеи 2 февраля 1993 года (24-я встреча) (см.док. N 6733, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: г-жа Верспагет).

Текст принят Ассамблеей 2 февраля 1993 года (24-я встреча).

О цыганах в Европе



Общие наблюдения:

1. Одной из задач Совета Европы является содействие развитию подлинной культурной индивидуальности Европы. Европу населяют представители множества культур, включая культуры многих меньшинств, обогащая и способствуя культурному многообразию в Европе.

2. Особое место среди меньшинств занимают цыгане. Проживая по всей Европе, не имея государства, которое они бы могли называть своим, они являются реальным меньшинством Европы, но не подпадают под определение национального или языкового меньшинства.

3. Как нетерриториальное меньшинство, цыгане вносят значительный вклад в культурное многообразие Европы. Их вклад различен в разных частях Европы, он может заключаться в языковом или музыкальном аспекте, торговле или ремеслах.

4. Поскольку страны центральной и восточной Европы сегодня являются государствами - членами Совета Европы, количество цыган, проживающих на территории Совета Европы, значительно увеличилось.

5. Нетерпимость к цыганам существовала на протяжении веков. Вспышки расовой или социальной ненависти, тем не менее, происходят все более часто, и натянутые отношения между сообществами привели к плачевному положению, в котором находятся сейчас большинство цыган.

6. Уважение прав цыган, личных, основных прав и прав человека, а также их прав меньшинств необходимо для улучшения их положения.

7. Гарантии равных прав, равных шансов, равного отношения и мер, направленных на улучшение их положения, могут привести к возрождению языка и культуры цыган, обогащая, таким образом, культурное многообразие Европы,

8. Гарантии прав и свобод, установленные в ст.14 Европейской конвенции по правам человека, важны для цыган, поскольку они дают им возможность отстаивать свои личные права.

9. Государствами - членами Совета Европы было принято особое законодательство по охране меньшинств. Совет Европы принял несколько резолюций и рекомендаций по проблемам меньшинств. В частности, необходимо упомянуть Рекомендацию Ассамблеи N 1134 (1990 год) о правах меньшинств. Эти документы важны для цыган, но как одни из очень немногих нетерриториальных меньшинств в Европе цыгане нуждаются в особой охране.

10. В прошлом Совет Европы также принял несколько резолюций и рекомендаций, посвященных проблемам цыган: Рекомендация Ассамблеи N 563 (1969 год) о положении цыган и других кочевников в Европе; Резолюция Комитета Министров (75) 13, содержащая рекомендации о социальном положении кочевников в Европе и Рекомендация N R (83) 1 о кочевниках, не имеющих гражданства, и кочевниках неопределенной национальности; Резолюция Постоянной Конференции местных и региональных властей Европы N 125 (1981 год) о роли и ответственности местных и региональных властей в культурных и социальных проблемах населения кочевого происхождения. Внедрение данных резолюций и рекомендаций, в частности, в новых государствах - членах Совета, чрезвычайно важно для положения цыган.

11. Ассамблея, таким образом, рекомендует Комитету Министров принять, по возможности в предложениях правительствам или соответствующим местным и региональным властям государств-членов, следующие меры:

В области культуры:

i. необходимо стимулировать обучение и изучение музыки цыган в ряде музыкальных школ Европы и развивать сеть подобных музыкальных школ;

ii. необходимо создать европейскую программу изучения цыганского языка и бюро переводов, специализирующееся в этом языке;

iii. условия по нетерриториальным языкам, представленные в Европейской Хартии о региональных языках и языках меньшинств необходимо применять к цыганскому меньшинству;

iv. необходимо стимулировать создание центров и музеев цыганской культуры и оказывать поддержку проведению регулярных цыганских фестивалей;

v. необходимо организовать передвижную выставку в ряде европейских художественных выставок по обоюдному эффекту контактов с цыганской культурой;

В области образования:

vi. необходимо расширять существующие программы обучения преподавателей-цыган;

vii. особое внимание необходимо уделять образованию женщин в целом и матерей, вместе с их малолетними детьми;

viii. необходимо содействовать обучению талантливых молодых цыган и использованию их в качестве посредников для цыган;

ix. необходимо предоставлять информацию для цыган об их основных правах и их охране;

х. необходимо создать европейский информационный центр по положению и культуре цыган с предоставлением информации о цыганах как одной из задач;

В области равноправия:

xi. следует призвать государства-члены, которые не ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 1966 год) или Международную конвенцию о запрещении любых форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 1966 год), сделать это;

xii. необходимо запретить дискриминацию цыган в Европейской конвенции по правам человека путем вынесения соответствующей декларации о том, что термин "бродяги" (vagrants) в ст.5.1.е необязательно применяется к народам, ведущим кочевой образ жизни;

xiii. необходимо применять условия всех дополнительных протоколов и конвенций в отношении меньшинств к нетерриториальным меньшинствам;

xiv. государства-члены, которые этого еще не сделали, должны ратифицировать 4-й Протокол к Европейской конвенции по правам человека, которая гарантирует свободу передвижения и поэтому существенна для кочевников;

xv. государства-члены должны изменить национальное законодательство и правила, дискриминирующие прямо или косвенно права цыган;

xvi. необходимо признать, что факт падения жертвой погрома или обоснованное опасение стать жертвой погрома, против которого власти отказываются или не способны предоставить эффективную защиту, может, в отдельных случаях, стать причиной обоснованного опасения возможности преследования за принадлежность к определенной социальной группе, как указано в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года;

Повседневная жизнь:

xvii. государства-члены должны гарантировать, что цыганам будут предоставлены консультации по созданию и применению законодательства по их положению;

xviii. государства-члены должны создавать в дальнейшем программы по улучшению положения с жильем, образованием и занятостью для тех цыган, кто проживает в менее благоприятных условиях; цыгане должны принимать участие в этих программах и их внедрении;

Меры общего характера:

xix. необходимо проводить независимые исследования национального законодательства о цыганах и его применения на практике, по данным исследованиям Ассамблее должны представляться регулярные доклады;

хх. необходимо стремиться к сотрудничеству с Европейским сообществом по вопросам, относящимся к цыганам, таким как образование, борьба с нищетой, охрана европейского культурного наследия, признание меньшинств и содействие равноправию;

xxi. Совет Европы должен предоставить консультативный статус международным организациям, представляющим цыган;

xxii. Совет Европы должен назначить посредника для цыган, после проведения консультаций с организациями, представляющими цыган, со следующими минимальными задачами:

a. наблюдение за процессом имплементации мер, предпринимаемых или рекомендуемых Советом Европы по цыганам;

b. поддержание регулярных контактов с представителями цыган;

c. консультирование правительств государств-членов по вопросам, касающимся цыган;

d. консультирование различных организаций Совета Европы по вопросам, касающимся цыган;

e. наблюдение за политикой правительств и положения с правами человека в отношении цыган в государствах-членах;

f. наблюдение за положением не имеющих гражданства цыган или цыган неопределенной национальности;

и с властями:

g. получение ответов на вопросы, адресуемые правительствам или представителям правительства в государствах-членах;

h. получение полного доступа к необходимым правительственным архивам и иным материалам;

i. опрос граждан государств - членов Совета Европы;

xxiii. государства-члены должны отчитаться Генеральному Секретарю Совета Европы в двухгодичный срок об улучшении положения цыган и имплементации рекомендаций Совета Европы.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»