РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1059 (1987)

________________

Текст принят Постоянным комитетом, действующим от лица Ассамблеи, 1 июля 1987 года. См. Документ N 5749, доклад Комитета по экономическим вопросам и развитию, и Документ N 5750, выражающий точку зрения Комитета по культуре и образованию.

Об экономике культуры



Ассамблея,

1. Рассматривая важное значение культуры в экономике, которая экономически оправдывает вмешательство официальных и частных организаций в управление и финансирование культуры;

2. Принимая во внимание тот факт, что экономические силы дают развитие новым формам культуры и культурным аспектам через применение и маркетинг результатов научно-технического развития;

3. Имея в виду свою Рекомендацию N 1051 (1987) о гибкости рынка труда в рамках переходной экономики, и подчеркивая возрастающую важность и трудоемкий характер культурной деятельности в обществе, в котором возрастает доля нерабочего времени;

4. Считая, что культура, как и образование, является важной целью для национальных инвестиций, и, поэтому, правительства несут постоянную ответственность за создание наилучших условий для процветания культурного развития;

5. Понимая, однако, что проблемы, окружающие "экономику" с одной стороны и "культуру" с другой, появляются в настоящий момент по всей Европе, и что они негативно влияют на тех, кто творчески использует свои таланты, и на тех, кто оказывает им спонсорскую поддержку в частном и в государственном секторах;

6. Привлекая внимание к тому факту, что выживание определенных сфер культурного творчества и производства, например, киноиндустрии или литературы, можно гарантировать с большей степенью уверенности в том случае, если они получают выгоду от адекватной поддержки со стороны официальных властей через практические и финансовые меры и, где необходимо, более эффективно управляются с целью привлечения большего интереса со стороны общественности в целом;

7. Считая, что следует уделять более пристальное внимание таким значительным сферам популярной культуры, как: спорт, средства массовой информации, музыка и печатные издания, вследствие беззащитности этих сфер перед большими инвестиционными интересами и рыночными силами;

8. Привлекая внимание к такой опасной ситуации, когда виды искусства и культурные события с высоким экономическим влиянием привлекали бы большее финансирование, если бы их экономическое влияние было главным оправданием для искусства, и к соответствующей обязанности правительств создавать условия, в которых художественное творчество и производство были бы свободными от экономических ограничений;

9. Считая, что культура представляет собой все более значимую часть производства индустриальных стран, и что взаимодействие между культурой и экономикой и, в частности, мировой промышленностью, является одним из самых значительных показателей развития наших обществ;

10. Принимая во внимание ответ на Рекомендацию N 1018 об оказании частной спонсорской поддержки искусствам, в которой Комитет Министров поддержал точку зрения Ассамблеи по поводу того факта, что потенциальные ресурсы для финансирования культурных вопросов могут быть увеличены при сочетании государственных и частных усилий;

11. Приветствуя развитие смешанного финансирования культурной деятельности, увеличение числа рабочих мест и расширения экономической деятельности в культурном секторе, но настаивая на том, чтобы финансирование не стало жертвой экономических колебаний или дефицита бюджета, для чего основная ответственность должна быть возложена на правительства;

12. Считая, что частная спонсорская поддержка должна обеспечить дополнительное финансирование культурной деятельности, а не быть заменой существующим ресурсам, и что ее следует развивать;

13. Понимая, что частная спонсорская поддержка должна осуществляться в широко принимаемых условиях как взаимовыгодная связь между бизнесом и искусством для высшего блага всего сообщества;

14. Выражая свое разочарование по поводу того, что Комитет Министров не посчитал нужным разработать директивы или кодекс по оказанию спонсорской финансовой поддержки искусства или культурной деятельности, для чего Совет Европы подходит как нельзя лучше;

15. Рекомендует Комитету Министров пригласить правительства государств - членов Совета Европы:

i. возложить на себя значительную и постоянную ответственность в предоставлении возможностей для развития культурной деятельности и художественного выражения на пользу обществу в целом;

ii. разработать политику, направленную на сохранение и создание рабочих мест в культурной сфере, не только путем предоставления прямой помощи тем творческим работникам, которые не получают достаточную экономическую поддержку для своего производства, но, прежде всего, путем повышения социальных и экономических условий, в которых можно развивать производство, распределение и потребление искусства;

iii. поощрять, одновременно охраняя свободу художественного выражения, развитие культурной деятельности путем лучше структурированной финансовой помощи, в качестве основной национальной инвестиции, и/ или путем принятия законодательных и фискальных мер или других правил, направленных на увеличение спонсорской поддержки искусства;

iv. приложить еще больше усилий с целью развития лучших отношений между многими существующими источниками финансирования искусства, улучшения управления ресурсами и разработки более гибких инструментов финансовой политики;

v. пригласить компетентные власти:

а. поощрять изучение экономики культуры в ВУЗах и исследования с целью подготовки в дальнейшем специалистов по культурной политике;

b. предоставлять студентам, изучающим историю искусства, возможность и средства для проведения исследований по влиянию экономических факторов на производство искусства, и

c. повышать уровень подготовки студентов, изучающих изобразительные и прикладные виды искусства, по вопросам взаимодействия культуры и экономики;

16. Рекомендует Комитету Министров:

i. разработать директивы или кодекс по оказанию спонсорской финансовой поддержки искусству и другой деятельности на взаимоприемлемых условиях, гарантирующих автономную ценность искусства и культуры, включая свободу творчества для творческого работника;

ii. начать вести статистический учет в отношении финансирования искусства на национальном и европейских уровнях и в отношении прямого и косвенного экономического значения искусства;

iii. поощрять сотрудничество между государствами - членами Совета Европы для гарантирования выживания зон культурного выражения и творчества, находящихся под угрозой исчезновения;

iv. дополнительно проработать предложение, сформулированное Колумбийской комиссией, о проведении действий, в сотрудничестве с Европейским Сообществом, по повышению доступности материальных ресурсов для финансирования культуры, включая учреждение Европейского фонда искусств и, в соответствии с Рекомендацией N 1018 (1985), разработать систему налоговых соглашений для стимулирования общественного патронажа и поощрения частных инициатив культуры в любой форме; и в дополнение:

v. рассмотреть варианты, при помощи которых Совет Европы смог бы сам напрямую поощрять спонсорскую поддержку культурной деятельности на европейском уровне, например, путем разработки Европейской конвенции о международных фискальных аспектах спонсорской помощи, которая могла бы, в частности, облегчить передачу дарений или взносов из одной страны в другую;

vi. разработать соответствующие финансовые инструменты, стимулирующие реализацию региональных проектов, представляющих общеевропейский интерес, направленных на сотрудничество между регионами в различных странах.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»