Ю.М.Лермонтов,
консультант Минфина России

Представление налоговыми агентами сведений о суммах НДФЛ


  
     
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с исполнением обязанности налогового агента по представлению сведений о суммах НДФЛ.

В соответствии со статьей 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов (Далее - сведения) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения за 2006 год необходимо представлять по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 года N САЭ-3-04/706@.

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.

При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять отдельным организациям право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае непредставления указанных сведений налоговый агент будет привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.     

      

    

Представление сведений в отношении сумм, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество

     

Вопрос о необходимости представления сведений о суммах НДФЛ, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество давно носит дискуссионный характер.

Как следует из разъяснений Минфина России, изложенных в Письме от 22.10.2002 года N 04-04-06/225, если организация не удерживает НДФЛ с выплаченных доходов, в связи с тем, что уплата налога с таких сумм должна производиться непосредственно физическим лицом путем подачи декларации в налоговой орган по месту жительства в соответствии с пунктом 1 статьи 228 НК РФ, то на данной организации все равно лежит обязанность по представлению в налоговый орган сведений о выплаченных доходах.

Минфин России аргументирует свою позицию положениями пункта 2 статьи 230 НК РФ, согласно которому обязанность налоговых агентов вести учет выплачиваемых физическим лицам доходов и предоставлять соответствующие сведения в налоговые органы предусмотрена для всех без исключения доходов налогоплательщиков - физических лиц.

Однако указанной точкой зрения финансового ведомства по данному вопросу расходится с позицией налоговых органов и сформировавшаяся арбитражной практикой.

Согласно Письму ФНС России от 16.11.2005 года N 04-1-03/567 у организации отсутствует обязанность представлять налоговому органу сведения в отношении сумм, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество. Поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, которые выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования статьи 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

Вместе с тем в Письме от 02.07.2004 года N 22-1-15/1134 МНС России высказало противоположную точку зрения в отношении выигрышей, выплаченных физическим лицам организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов). В документе отмечается, что на такие организации распространяется общий порядок по ведению учета доходов, выплачиваемых гражданам, и представления сведений об этих доходах в налоговый орган, предусмотренный для налоговых агентов.

По мнению арбитражных судов, приобретая у физического лица принадлежащее ему на праве собственности имущество организация не обязана представлять налоговому органу сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, а привлечение ее в связи этим к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ является неправомерным.

При этом судьи исходят из того, что в рассматриваемой ситуации организация при выплате доходов физическому лицу исчисление и уплату НДФЛ не осуществляет, следовательно, не является налоговым агентом. В связи с этим, у нее отсутствуют и другие обязанности налогового агента, связанные, в частности, с предоставлением в налоговые органы сведений о доходах физических лиц.

     Пример
     
     Суть дела


Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты и перечисления в бюджет НДФЛ, в ходе которой установлено неправомерное неперечисление НДФЛ. По результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы сведений по форме 2-НДФЛ о выплаченных суммах доходов и удержанных суммах НДФЛ по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Решение налогового органа мотивировано непредставлением в налоговый орган сведений о доходах физического лица, полученных от реализации организации центробежных насосов.

Не согласившись с названными решением, организация обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.

    Позиция суда

Удовлетворяя заявленные организацией требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, производят физические лица.

Следовательно, организация в данном случае не является налоговым агентом и не несет обязанностей по удержанию и перечислению налога с выплаченных по указанной сделке физическому лицу денежных сумм, не несет предусмотренной пунктом 2 статьи 230 НК РФ обязанности по предоставлению в налоговый орган сведений о доходах этого лица и, соответственно, не может быть привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2006 года по делу N А06-2716/4-24/05).

Аналогичные выводы, помимо рассмотренных дел, изложены также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 года по делу N А56-19860/2005, от 05.04.2005 года N А52-6745/2004/2, ФАС Уральского округа от 22.04.2004 года N Ф09-1538/04-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2004 года N А33-6391/04-С3-Ф02-4871/04-С1.

    Частные нотариусы

Так, согласно статье 227 НК РФ частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ исходя из сумм, полученных от такой деятельности.

Как видно из рассмотренных дел, в арбитражной практике возникают споры по вопросу о том, обязана ли организация сообщать какие-либо сведения в налоговый орган о выплаченных частным нотариусам доходах.

Согласно Письму ФНС России от 16.11.2005 года N 04-1-03/567 у организации отсутствует обязанность представлять налоговому органу сведения в отношении сумм, выплаченных частным нотариусам за приобретенные у них услуги. Поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования статьи 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

Минфин России придерживается в этом вопросе противоположной точки зрения, указывая в Письме от 22.10.2002 года N 04-04-06/225, что учет доходов ведется и сведения о них представляются в налоговый орган организацией независимо от вида доходов, полученных физическим лицом в результате взаимоотношений с ней.

Ранее специалисты налогового ведомства поддерживали точку зрения Минфина России, аргументируя свою позицию следующим образом. В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года N 4462-1 нотариальная деятельность не является предпринимательской. Таким образом, нотариус не может представить документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Следовательно, норма абзаца 4 пункта 2 статьи 230 НК РФ не распространяется на организации, выплачивающие доходы частным нотариусам, и такие организации должны представлять сведения о выплаченных доходах в общеустановленном порядке. Такая точка зрения высказывалась, в частности, Управлением МНС России по г. Москве в Письме от 23.12.2002 года N 27-08н/62778. Кроме того, в соответствии с Приказом МНС России от 31.10.2003 года N БГ-3-04/583 по каждому физическому лицу, получившему от организации доход, в том числе и по частным нотариусам, организацией ведется налоговая карточка. Для заполнения Справки о доходах физического лица используются, в частности, данные, содержащиеся в карточке.

Однако, по мнению арбитражных судов, организация не обязана представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs