СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии



Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь стремлением развивать добрососедские, партнерские взаимоотношения между двумя государствами, а также укреплять сотрудничество между ними в различных областях, в том числе в области борьбы с незаконной миграцией и транснациональной организованной преступностью,

будучи убеждены, что введение в действие согласованных Сторонами принципов и норм, определяющих порядок передачи, принятия и возврата лиц, находящихся на территории их государств в нарушение порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, является важной частью регулирования процессов миграции и вкладом в борьбу с незаконной миграцией и транснациональной организованной преступностью,

уважая суверенное право каждого из государств Сторон в соответствии с его законодательством устанавливать ответственность за незаконную миграцию на его территорию или через нее иностранных граждан и лиц без гражданства,

отмечая возрастающую заинтересованность различных государств в гармонизации их законодательства в области миграции,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Определения


В настоящем Соглашении приводимые ниже термины имеют следующее значение:

а) "реадмиссия" - передача компетентными органами государства одной Стороны и принятие компетентными органами государства другой Стороны в порядке, на условиях и в целях, предусмотренных настоящим Соглашением, лиц, въехавших или находящихся на территории государств Сторон в нарушение законодательства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) "запрашивающая Сторона" - Сторона, компетентные органы государства которой направляют запрос о передаче или транзите лица;

в) "запрашиваемая Сторона" - Сторона, компетентным органам государства которой направлен запрос о принятии, возврате или транзите лица;

г) "граждане третьих государств" - лица, имеющие гражданство государства, не являющегося участником настоящего Соглашения, и не имеющие гражданства государств Сторон;

д) "лица без гражданства" - лица, не являющиеся гражданами государств Сторон и не имеющие доказательства принадлежности к гражданству третьего государства, за исключением лиц, которые утратили гражданство государства одной Стороны после въезда на территорию государства другой Стороны и на которых распространяется действие пункта 1 статьи 2 настоящего Соглашения;

е) "компетентные органы" - органы государств Сторон, указанные в статье 11 настоящего Соглашения;

ж) "исполнительный протокол" - протокол о порядке реализации настоящего Соглашения.

Статья 2

Передача и принятие граждан государств Сторон

1. Компетентные органы государства одной Стороны по запросу компетентных органов государства другой Стороны принимают обратно лиц, которые въехали на территорию государства запрашивающей Стороны или находятся там в нарушение законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если установлено, что эти лица являются гражданами государства запрашиваемой Стороны либо утратили его гражданство после въезда на территорию государства запрашивающей Стороны и не приобрели гражданство другого государства, или если в отношении данных лиц вынесено решение об отказе в предоставлении гражданства государства запрашивающей Стороны.

2. В случае необходимости компетентные органы государства запрашиваемой Стороны выдают передаваемым лицам документы, необходимые для их въезда на территорию этого государства.

3. Перечень документов, на основании которых определяется наличие у лица гражданства государства одной из Сторон, содержится в исполнительном протоколе. Стороны в течение 15 дней со дня подписания исполнительного протокола обмениваются по дипломатическим каналам образцами таких документов. В последующем каждая Сторона будет незамедлительно уведомлять другую Сторону по дипломатическим каналам о любых изменениях указанных документов.

4. Компетентные органы государства запрашивающей Стороны принимают обратно переданное ими лицо в течение 30 дней со дня его передачи, если компетентными органами государства запрашиваемой Стороны установлено, что отсутствуют условия для его передачи и принятия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В этом случае компетентные органы государства запрашиваемой Стороны передают компетентным органам государства запрашивающей Стороны имеющиеся в их распоряжении документы, касающиеся данного лица.

Статья 3

Передача и принятие граждан третьих государств и лиц без гражданства,
постоянно проживающих на территории государства одной из Сторон

1. Компетентные органы государства одной Стороны по запросу компетентных органов государства другой Стороны принимают обратно лиц, которые въехали на территорию государства запрашивающей Стороны или находятся там в нарушение законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если установлено, что они являются гражданами третьих государств или лицами без гражданства, имеющими действительное разрешение на постоянное проживание (вид на жительство) на территории государства запрашиваемой Стороны.

2. В случае необходимости компетентные органы государства запрашиваемой Стороны выдают передаваемым лицам документы, необходимые для их въезда на территорию этого государства.

3. Перечень документов, на основании которых определяется наличие у лица разрешения на постоянное проживание на территории государства одной из Сторон, содержится в исполнительном протоколе. Стороны в течение 15 дней со дня подписания исполнительного протокола обмениваются по дипломатическим каналам образцами таких документов. В последующем каждая Сторона незамедлительно уведомляет другую Сторону по дипломатическим каналам о любых изменениях указанных документов.

4. Компетентные органы государства запрашивающей Стороны принимают обратно переданное ими лицо в течение 30 дней со дня его передачи, если компетентными органами государства запрашиваемой Стороны установлено, что отсутствуют условия для его передачи и приема, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В этом случае компетентные органы государства запрашиваемой Стороны передают компетентным органам государства запрашивающей Стороны имеющиеся в их распоряжении документы, касающиеся данного лица.

5. Положения настоящей статьи не применяются к лицам, которые имели на момент въезда на территорию государства запрашивающей Стороны действительное разрешение на временное пребывание, временное или постоянное проживание (вид на жительство), выданное компетентными органами государства запрашивающей Стороны, или которым было выдано разрешение на временное пребывание, временное или постоянное проживание (вид на жительство) компетентными органами государства запрашивающей Стороны после въезда на территорию ее государства.

Статья 4

Передача и принятие граждан третьих государств и лиц без гражданства

1. Компетентные органы государства одной Стороны по запросу компетентных органов государства другой Стороны принимают обратно граждан третьих государств и лиц без гражданства, которые прибыли на территорию государства запрашивающей Стороны в нарушение законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если установлено, что они прибыли на его территорию незаконно непосредственно с территории государства запрашиваемой Стороны.

2. В случае если установлено, что лицо, подлежащее реадмиссии, является гражданином третьего государства и не имеет документа, удостоверяющего личность, запрашивающая Сторона обращается в компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданства лица, подлежащего реадмиссии, с просьбой выдать соответствующий проездной документ.

После того как запрашиваемая Сторона дала положительный ответ на ходатайство о реадмиссии в соответствии с положениями настоящего Соглашения в отношении лиц, чье гражданство невозможно установить, или лиц без гражданства, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение запрашиваемой Стороны выдает необходимый для возвращения лица, подлежащего реадмиссии, проездной документ, имеющий срок действия 30 дней.

3. Компетентные органы государства запрашивающей Стороны принимают обратно переданное ими лицо в течение 30 дней со дня его передачи, если проведенная компетентными органами государства запрашиваемой Стороны проверка выявит отсутствие необходимых для его передачи и принятия условий, предусмотренных настоящей статьей. В этом случае компетентные органы государства запрашиваемой Стороны передают компетентным органам государства запрашивающей Стороны имеющиеся в их распоряжении документы, касающиеся данного лица.

4. Положения настоящей статьи не применяются к лицам, имевшим на момент законного въезда на территорию государства запрашивающей Стороны действительные разрешение на временное пребывание, разрешение на временное или постоянное проживание (вид на жительство), выданные компетентными органами запрашивающей Стороны, либо прибывшим на законных основаниях на территорию государства запрашивающей Стороны в безвизовом порядке в соответствии с международным договором, действующим для запрашивающей Стороны, либо получившим разрешение на временное пребывание, разрешение на временное или постоянное проживание (вид на жительство) компетентных органов государства запрашивающей Стороны после въезда на территорию ее государства.

Статья 5

Сроки направления и рассмотрения запросов о реадмиссии

1. Запрос о принятии лица направляется в течение 10 рабочих дней со дня установления факта незаконного въезда или незаконного пребывания данного лица на территории государства запрашивающей Стороны и установления его личности.

2. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны в течение 30 дней со дня получения запроса о принятии лица дают согласие на принятие или мотивированный отказ в его принятии, если компетентными органами государства запрашиваемой Стороны установлено отсутствие необходимых для передачи лица условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 4 настоящего Соглашения.

3. При наличии обстоятельств юридического или фактического характера, препятствующих своевременному ответу на запрос о принятии лица, срок ответа на основании должным образом обоснованного ходатайства запрашиваемой Стороны может продлеваться до 90 дней по согласованию между компетентными органами государств Сторон.

4. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны могут отклонить запрос о принятии лиц, указанных в статье 4 настоящего Соглашения, если с момента пересечения лицом границы государства запрашивающей Стороны либо с момента установления факта незаконного пребывания лица на территории государства запрашивающей Стороны прошло более 6 месяцев.

Статья 6

Срок передачи и принятия лиц

1. Передача лиц, в отношении которых запрашиваемой Стороной дано согласие на реадмиссию, осуществляется в течение 30 дней со дня получения такого согласия запрашивающей Стороной, если компетентные органы государств Сторон в каждом конкретном случае не договорятся об ином.

2. Срок, указанный в настоящей статье, может быть продлен на основании должным образом обоснованного ходатайства в связи с возникновением объективных обстоятельств, препятствующих передаче лица или значительно ее затрудняющих.

Статья 7

Транзит

1. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны по запросу компетентных органов государства запрашивающей Стороны допускают транзит граждан третьих государств и лиц без гражданства, в том числе в сопровождении сотрудников компетентных органов государства запрашивающей Стороны, через территорию государства запрашиваемой Стороны, если компетентные органы государства запрашивающей Стороны предоставят письменные гарантии того, что указанным лицам предоставляется беспрепятственный въезд на территорию третьего государства независимо от того, является ли оно государством транзита или государством конечного назначения.

2. Запрос о транзите лица в соответствии с настоящей статьей направляется компетентными органами государства запрашивающей Стороны не позднее 15 рабочих дней до предполагаемой даты въезда указанного лица на территорию государства запрашиваемой Стороны с целью транзита, если компетентные органы государств Сторон в каком-либо конкретном случае не договорятся об ином.

3. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса о транзите лиц дают согласие на транзит или мотивированный отказ в осуществлении транзита, если они считают, что нахождение таких лиц на территории ее государства является нежелательным, в частности по соображениям национальной безопасности и охраны общественного порядка.

4. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны выдают при необходимости лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, бесплатно транзитные визы и по просьбе компетентных органов государства запрашивающей Стороны оказывают необходимое содействие при осуществлении транзита.

5. В случае если пребывание на территории государства запрашиваемой Стороны лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, связано с необходимостью их выхода за пределы транзитной зоны пункта пропуска через государственную границу, компетентные органы государства запрашиваемой Стороны по просьбе компетентных органов государства запрашивающей Стороны обеспечивают дополнительную охрану и предоставляют в случае необходимости помещение для временного содержания таких лиц.

6. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны, несмотря на выданное разрешение на транзитный проезд, могут возвратить лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, компетентным органам государства запрашивающей Стороны, если после их въезда на территорию государства запрашиваемой Стороны в отношении их будут установлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, а также если беспрепятственный въезд на территорию другого государства транзита или государства конечного назначения больше нельзя считать гарантированным.

7. Стороны на основе взаимности стремятся ограничить случаи транзита граждан третьих государств и лиц без гражданства, которые могут быть возвращены непосредственно в государства их гражданства или государства, в которых такие лица на законных основаниях постоянно проживают.

8. В выдаче разрешения на транзит может быть отказано, если лицу, в отношении которого запрашивается разрешение на транзит, или следующим с ним членам его семьи в ином государстве транзита или государстве назначения угрожает смертная казнь, применение пыток или иное бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение либо если свобода этого лица может быть ограничена по соображениям его этнической или национальной принадлежности, расы, религии или политических убеждений.

9. Стороны стремятся осуществлять транзит граждан третьих государств и лиц без гражданства преимущественно воздушным транспортом.

Статья 8

Содержание запроса


Содержание запроса о принятии или транзите лица и порядок передачи такого запроса устанавливаются в исполнительном протоколе.

Статья 9

Защита персональных данных


Персональные данные, которыми компетентные органы государств Сторон обмениваются или которые передают друг другу в связи с реализацией настоящего Соглашения, подлежат защите в государстве каждой Стороны в соответствии с его законодательством о защите персональных данных и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Украина.

Компетентные органы государств Сторон принимают надлежащие меры по защите данных от несанкционированного доступа и разглашения. Соответствующие данные передаются третьим сторонам только с предварительного письменного согласия Стороны, передавшей эти данные другой Стороне.

Статья 10

Расходы по возвращению лиц

1. Расходы по возвращению и сопровождению до согласованных пунктов пропуска через государственную границу государства запрашиваемой Стороны лиц, указанных в статьях 2-4 настоящего Соглашения, несет запрашивающая Сторона.

2. Расходы, связанные с передачей, сопровождением и транзитом лиц, указанных в пункте 1 статьи 7 настоящего Соглашения, и их возможным возвращением, несет Сторона, которая передает таких лиц.

3. Расходы, связанные с пребыванием в случае необходимости на территории государства запрашиваемой Стороны лиц, указанных в пункте 5 статьи 7 настоящего Соглашения, несет запрашивающая Сторона.

4. Порядок осуществления взаиморасчетов и несения расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, определяется в исполнительном протоколе.

Статья 11

Компетентные органы государств Сторон, уполномоченные на
реализацию Соглашения

1. Компетентными органами государств Сторон, уполномоченными на реализацию настоящего Соглашения, являются:

со стороны Российской Федерации - Федеральная миграционная служба;

со стороны Украины - Министерство внутренних дел и Администрация Государственной пограничной службы.

2. Компетентные органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, после вступления в силу настоящего Соглашения подписывают исполнительный протокол и взаимодействуют между собой непосредственно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»