БРЕМЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
"Город и культура: новые пути решения проблем в сфере культуры"

     

Принята
 27 мая 1983 года



1. Представители европейских городов, принимающие участие в конференции "Город и культура", организованной совместно Постоянной конференцией местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) и Советом по культурному сотрудничеству (СКС), по приглашению свободного ганзейского города Бремена,

2. Благодарят Совет Европы за проявленную инициативу и город Бремен за радушный прием и гостеприимство;

3. Считают, что Совет Европы должен продолжать играть ведущую роль в европейском культурном сотрудничестве;

4. Принимают во внимание Декларацию о принципах в отношении деятельности в сфере культуры на местном и региональном уровнях, принятую Постоянной конференцией местных и региональных властей Европы в 1978 году и добавленную к ней Резолюцию N 97 (1978);

5. По достоинству оценили возможность получить положительный опыт представителей из двадцати одного города, которые участвовали в проекте Совета Европы по обеспечению культурного развития;

6. Приветствуют тот факт, что деятельность Совета Европы в сфере культуры показывает растущее осознание значения местных и региональных сообществ в качестве основных рамок для развития сообщества, основанном на культурных целях;

7. С другой стороны, выражают сожаление по поводу того, что многие правительства не могут реализовать весь потенциал действий и нового образа мышления, существующие в местных сообществах, но их нужно стимулировать путем проведения эффективной рекламы и финансовой поддержки;

8. Считают важным тот факт, что каждое местное сообщество должно иметь право и возможность формулировать и реализовывать свою собственную культурную политику в свете своих особых культурных традиций, существующей инфраструктуры, меры и степени развития культурного сообщества и особенностей культуры населения;

9. Просят правительства придерживаться последовательной политики децентрализации в сфере культуры и предоставить местным и региональным властям адекватные полномочия и ресурсы для выполнения своей важной роли в предоставлении художественных и рекреационных возможностей и расширения деятельности в сфере культуры;

10. Считают, что во времена, когда возрастает опасность уничтожения человечества через растущую угрозу миру во всем мире, политика в сфере культуры призвана внести посильный вклад в дело сохранения мира, что подобная ситуация приводит к возрастанию числа важных задач для регионов и местных властей, в частности, поощрять индивидуальных граждан, группы граждан и творческих работников выражать свой страх, протест и предложения по поддержанию мира, при условии, что подобная деятельность не сопровождается актами насилия;

11. Считают, что как раз во время экономического спада и высокого уровня безработицы, поощрение культурных ценностей и форм культурного выражения на местном уровне принимает большое социальное и экономическое значение и, более того, в общем культурном развитии является важным условием экономического развития;

12. По этой причине призывают местные власти удвоить свои усилия, в том числе и финансовые, для предоставления возможности индивидуальным гражданам принимать участие в культурной жизни своего города. Политика в сфере культуры должна стать приоритетным пунктом в повестке дня в органах муниципальной власти.

13. Более того, участники принимают следующие решения, основанные на результатах обсуждений восьми рабочих групп:

I. Новые формы участия в культурной жизни на местном уровне

14. Участие в культурных мероприятиях, процессах и решениях являет собой важный шаг в сознательном вовлечении общественности в социальную и политическую жизнь. Эффективней всего это происходит на местном уровне - в городе, деревне или районе, то есть в самом "центре" событий, где отдельные граждане могут быть более близко представлены друг другу как в своих стремлениях, так и в действиях.

15. Для того, чтобы процветала культурная жизнь, развивались инновации и расширялась культурная демократия, очень важно, чтобы муниципальные власти укрепляли культурное разнообразие, то есть популярную культуру, а также удовлетворяли интересы специалистов и элиты. На местном уровне срочно требуются позитивные программы по противостоянию возрастающему доминированию пассивного потребления продуктов средств массовой информации;

16. Таким образом, муниципальные власти должны создавать благоприятные для художественной самодеятельности и других инициатив среду и инфраструктуру и уделять особое внимание группам, которые могут оказаться в неблагополучном положении в результате своего социального происхождения и экономических условий.

17. В дополнение ко всему власти должны:

a. осознавать необходимость переподготовки сотрудников и пересмотра приоритетов перед лицом изменяющихся условий, равно как и позитивную роль, которую могут играть избранные лица в поощрении участия сообщества и профессиональных творческих работников в общественном пространстве городов,

b. быть готовыми передать полномочия или ответственность за определенные мероприятия общественным объединениям,

c. тщательно рассмотреть необходимость создания и поддержки программ, направленных на создание связей, которые бы позволили информации и инновациям местного уровня быть переданными на муниципальный, региональный, национальный и международный уровни,

d. поддерживать эксперименты с целью поощрения или активизации участия в культурных мероприятиях на местном уровне; в каждом случае следует четко указать цель проведения эксперимента, определить лимит предоставляемой поддержки и обязать провести совместную и открытую оценку мероприятия,

e. адаптировать свои подходы в соответствии с интересами общества, в частности, путем гибкого ведения финансового учета для создания благоприятных условий культуре и, имея это в виду, сделать все возможное для того, чтобы сотрудники муниципальных властей были готовы адекватно реагировать на возникающие проблемы на местном уровне,

f. знать о многочисленных возможностях, предлагаемых местной ориентацией школьного образования и образования для взрослых с целью повышения культуры участия на местном уровне в качестве предпосылки для эффективного участия общественности в планировании, управлении и использовании культурных возможностей.

Далее, участники:

18. Считают, что доступ к деятельности и возможностям в сфере культуры не должны ограничиваться только населением городов, не говоря уже о городских центрах, и более того, что культурная инфраструктура должна быть, по возможности, максимально приближена к местам проживания населения;

19. Соответственно, считают, что важно задействовать лиц, ответственных за вопросы в сфере культуры, в городском планировании для того, чтобы предоставить возможность для культурного новаторства в каждом районе города и пригорода (в частности, выделять помещения для организаций, организующих культурные мероприятия);

20. Призывают к развитию передвижных культурных мероприятий, таких как: гастролирующих театров и передвижных библиотек, которые уже доказали свою пользу;

21. Касательно отношений в сфере культуры между центральными городами, обладающими культурными возможностями, и соседствующими с ними районами, считают, что, с одной стороны, нужно найти решение проблемы финансового участия в культурных проектах города со стороны национальных и региональных властей и, с другой стороны, наоборот, этим небольшим муниципалитетам нужно давать возможность реально участвовать в определении важных культурных программ; в этой сфере также приветствуются инновации;

22. Считают, что культурную деятельность небольших муниципальных образований нужно поощрять не только финансово, но и оказывать помощь в профессиональных вопросах со стороны региональных и национальных властей.

II. Местная политика в сфере культуры, индивидуальные и
коллективные инициативы граждан

23. Участники считают, что:

a. индивидуальные и коллективные инициативы граждан важны для инноваций и творчества в сфере культуры, а также для поощрения культурного плюрализма,

b. коллективные инициативы проводятся в большинстве своем добровольными организациями, которые, поэтому, следует принимать в качестве важного звена в определении политики, хотя вопрос полного участия в процессе принятия решений остается открытым.

24. В силу вышесказанного, официальные власти должны поддерживать добровольные организации и принимать вызов, который неизбежно бросают подобные организации традиционным идеям и понятиям культуры. Следует искать формы взаимовыгодного сотрудничества в качестве рамок для подобной поддержки.

25. В подобном сотрудничестве следует избегать двух типов риска. Во-первых, следует избегать вмешательства со стороны официальных властей в содержание культурных предложений, выдвигаемых добровольными организациями; и во-вторых, отношения между партнерами должны быть четко оговоренными. Форма отношений, в каждом отдельном случае, будет зависеть от типа добровольной организации и типа официальных властей. Признавая это, следует применять диверсифицированный подход в своей политике к сфере культуры. Однако, в нормальных условиях следует заключать контрактное соглашение, в котором обе стороны договариваются о длительности, процедурах мониторинга и общих целях.

26. В современном обществе государственное планирование необходимо даже в сфере развития культуры, но, в то же самое время, необходимость избежать дирижизма в сфере культуры еще больше, чем где бы то ни было, так как предел индивидуальной непосредственности и независимости для организаций является предпосылкой для творчества и инноваций в сфере культуры.

27. Культурный плюрализм предполагает экспериментирование. Местные власти, поэтому, должны быть гибкими и открытыми в оценке заявок на поддержку и должны признавать право людей (и их культуры) быть разными.

28. Данная гибкость должна также распространяться на предоставляемые формы поддержки - например, финансы, помещения, оборудование, административную поддержку и т.д. Следовательно, бюджеты официальных властей должны включать поддержку индивидуальных и коллективных инициатив граждан.

29. В дополнение, официальные власти должны быть готовы выполнить еще три требования:

a. нужно поощрять советников расширять свои перспективы в отношении культуры и признавать сильные и слабые стороны частных инициатив;

b. нужно поощрять администраторов тем же самым образом;

c. нужно проводить исследования для мониторинга и оценки проектов и политики, а также для оценки роли полевых специалистов.

III. Культурный вклад населения иностранного происхождения

30. Участники серьезно озабочены возрастающей ксенофобией во многих странах Европы в результате ухудшения экономического кризиса и безработицы, периодическими вспышками серьезных конфликтов и жестоких столкновений между местным населением и определенными группами иммигрантов.

31. Они считают, что местным властям нужно активизировать свои действия по поощрению принятия многонациональных сообществ, которыми уже стали несколько европейских городов, и извлекать из этого все полезное, что они могут привнести в жизни всех своих граждан.

32. Страны Европы, с большим потоком иммиграции, должны признать, что они стали многонациональными сообществами. Они должны сделать законодательные выводы из такого положения дел для гарантирования и обеспечения равных прав для всех народов, живущих на их территории.

33. Необходимо поддерживать культуру национальных меньшинств таким образом, чтобы члены национальных меньшинств могли жить как равноправные партнеры в принимающих их странах и, в то же самое время, поддерживать контакты со странами своего происхождения и, таким образом, сохранять возможность своего возвращения, если они открыто об этом заявят. Не должно быть насильственной репатриации.

34. Представители национальных меньшинств должны иметь свободный выбор в вопросе о степени сохранения своей национальной культуры или ее развития в новом социальном контексте или степени ассимиляции.

35. Принятие данных целей влечет за собой принятие на себя обязательства:

a. учить граждан сотрудничеству в многонациональном обществе,

b. относиться к поиску средств и путей, необходимых для решения проблем национальных меньшинств, не как к особой задаче, но как к естественной обязанности нашего общества,

c. предоставлять им право голосовать, так как участие без права голоса доказало свою неэффективность и, далее, так как согласно демократическим принципам это право неоспоримо.

36. Участники, соответственно, призывают к следующим мерам с тем, чтобы дать возможность иммигрантам, с одной стороны, поддерживать контакт с развитием культуры в стране их происхождения и, с другой стороны, интегрироваться в культуру страны проживания:

a. используя современные технологии оборудовать кинотеатры и театры аудиосистемами, поддерживающими несколько языков, и поощрять производство и показ программ, удовлетворяющих потребности культурных меньшинств,

b. открывая разделы на нескольких языках в газетах и периодических изданиях,

c. пополняя запасы основных библиотек и, при помощи абонементной системы, ассоциации иммигрантов книгами на языках иммигрантов,

d. предоставляя общественные помещения для удовлетворения особых потребностей общин иммигрантов,

e. стимулируя создание организаций для информирования о культуре различных стран и обеспечивая их необходимой инфраструктурой и финансовыми ресурсами,

f. поощряя проведение выставок, в частности, о странах происхождения, введение в обиход культурных продуктов (записей, книг, фильмов и т.д.) из стран эмиграции (при условии хорошего качества материалов), гастролей театров, музыкальных групп, танц-групп, оркестров, спортивных команд из стран эмиграции и т.д.,

g. организуя многоуровневые культурные вечера,

h. проводя курсы или семинары для школьных учителей и государственных служащих по вопросам особенностей менталитета и быта иммигрантов с тем, чтобы они могли применять или передавать свои знания в своей ежедневной работе,

i. учреждая районные информационные офисы как для коренного населения, так и для иммигрантов, и поощряя совместные инициативы жителей этих районов, например, по охране окружающей среды,

j. устанавливая отношения между семьями иммигрантов и коренных жителей, которые готовы принять иностранцев и помочь им решить их повседневные проблемы и наоборот,

к. включая иммигрантов в комитеты и консультативные комиссии, где они смогут озвучить свои желания и потребности, установить контакты с администрацией и достичь консенсуса по общим для разных групп иммигрантов проблемам,

I. организуя обучение управленческого звена из представителей иммиграционного населения и способствуя их интеграции в органы государственной власти таким образом, чтобы они могли способствовать развитию многонационального общества.

IV. Молодежь в городе

37. Школа в основном несет ответственность за обучение молодежи в смысле:

a. направляя их к самостоятельности в поиске решений своих собственных проблем,

b. позволяя им участвовать в поиске решений секторальных проблем, касающихся молодежи (занятость, жилье, досуг и т.д.),

c. подготавливая их к участию в определении настоящего и будущего своего города;

38. Для этой цели, школа должна включить или сделать особый акцент в учебном плане на изучение предметов и проведение исследований в рамках предметов, напрямую связанных с жизнью ученика и его/ее настоящей и будущей окружающей среды (семьи, работы, среды проживания, общества, образования в области искусств и особенно музыкального образования и т.д.). Школа должна включить в свои рабочие методы обучение активному участию, ведению диалога и духу сотрудничества.

39. Местные власти должны быть очень внимательными и выполнять свои обязанности в полной мере в отношении молодежи вообще и, в частности, неорганизованной молодежи, составляющей подавляющее большинство.

40. Местные власти должны создать формы постоянного диалога с молодежью. Такая политика необходима в свете растущего числа несовершеннолетних, оказавшихся на самом дне общества по причине безработицы, проблем с алкоголем и наркотиками, вандализма и насилия.

41. Местные власти должны реагировать гибко и в соответствии с желанием молодежи быть интегрированной в общество.

42. Одной из важных реакций местных властей на проблемы молодежи является реализация форм непосредственного участия в особых вопросах. С молодежью нужно советоваться по конкретным проблемам, с которыми она сталкивается в повседневной жизни:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»