Лицензирование и сертификация: как быть с расходами?
При определенных видах деятельности обязательно наличие лицензий и сертификатов. Это требует некоторых расходов, и на первый взгляд проблем с их учетом быть не должно. Однако все не так очевидно.
Возможность учесть в налоговой базе расходы на лицензирование и сертификацию появилась не так давно. Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ и вступили в действие с 1 января 2006 года.
Виды деятельности, которые требуют наличие лицензии, перечислены в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). Чтобы ее получить, нужны заявление, нотариально заверенные копии учредительных документов, платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины, и другие бумаги, предусмотренные для конкретного случая.
Размеры государственных пошлин составляют:
- 300 руб. - за рассмотрение заявления;
- 1000 руб. - за предоставление лицензии;
- 100 руб. - за переоформление лицензионных документов.
Для некоторых видов деятельности установлены иные размеры пошлин. Однако занятие данными видами деятельности в большинстве случаев является препятствием для применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Поэтому на них мы останавливаться не будем.
Ошибки такого плана объясняются в основном невнимательностью. Например, аудиторская организация зарегистрировалась в июне 2006 года. Согласно старой редакции Закона N 128-ФЗ с 1 июля 2006 года лицензирование аудиторской деятельности должны были отменить, и потому организация не стала оформлять лицензию. Однако в законе появилось изменение, продлившее лицензирование для аудиторов до 1 января 2007 года. В результате организация оказалась в нарушителях. Поэтому даже если в ближайшее время намечается отмена лицензии, лучше о ней позаботиться и все же ее получить.
Рассмотрим еще одну часто встречающуюся ошибку.
На заметку. Определения, без которых не обойтись
Организациям, сталкивающимся с лицензированием и сертификацией, необходимо знать соответствующие термины. Поясним, что они означают.
Лицензия - специальное разрешение на ведение конкретного вида деятельности.
Лицензирование - мероприятия по оформлению лицензий, а также по приостановлению, возобновлению и прекращению их действия.
Лицензирующие органы - федеральные и региональные органы исполнительной власти, отвечающие за лицензирование.
Соискатель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся с заявлением на лицензию.
Стандарт - документ, содержащий характеристики продукции, правила производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Технический регламент - международный документ, устанавливающий обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
Пример 1
ООО "Нептун" и ООО "Уран" заключили договор о совместной деятельности для выполнения монтажных работ. Обе организации применяют упрощенную систему налогообложения. Лицензия есть только у ООО "Нептун", на которое возложили ведение общих дел простого товарищества.