Е.Ф.Мосин,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
профессор кафедры государственного права СПбГУП.
Телефон (812) 303-3628
E-mail:  mosin@mail.rcom.ru
Интернет: www.rcom.ru/mosin

Земельный налог с бюджетных учреждений федерального подчинения,
расположенных в Санкт-Петербурге



Согласно п.1 ст.387 НК РФ и ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"" в Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и указанным законом Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законом Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.

Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, налогоплательщиками земельного налога не признаются.

Применительно к бюджетным учреждениям, расположенным в Санкт-Петербурге, из налоговых льгот по земельному налогу, перечисленных в ныне действующей редакции ст.395 НК РФ и ст.5 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86, заслуживают упоминания только две льготы, согласно которым освобождаются от уплаты налога:

- учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций (об этом см. Федеральный закон от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (посл. ред. от 05.02.2007) и постановление Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему" (посл. ред. от 29.10.2003), последнее с оговоркой, что для целей налогообложения земельным налогом его следует использовать с осторожностью);

- органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов.

Согласно ст.389 НК РФ в Санкт-Петербурге объектом налогообложения земельного налога являются все земельные участки, расположенные в пределах Санкт-Петербурга (границы территории Санкт-Петербурга описаны в Законе Санкт-Петербурга от 25.07.2005 N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга"). Исключение составляют следующие земельные участки:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота, и земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, дан в п.4 и 5 ст.27 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, предусмотренными ст.95 Земельного кодекса РФ);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ, содержащем перечень земельных участков, изъятых из оборота (см. выше);

6) не указанные в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; правила ее проведения утверждены постановлением Правительством РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (посл. ред. от 14.12.2006).

Результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов на территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге", в приложении которого указана кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка для каждого из кадастровых кварталов территории Санкт-Петербурга в зависимости от одного из 14-ти видов функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки земель: 1 - земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки; 2 - земли под домами индивидуальной жилой застройки; 3 - земли дачных и садоводческих объединений граждан; 4 - земли гаражей и автостоянок; 5 - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса; 6 - земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами; 7 - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи; 8 - земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения; 9 - земли под военными объектами; 10 - земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения; 11 - земли сельскохозяйственного использования; 12 - земли под лесами в поселениях, под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами); 13 - земли под обособленными водными объектами; 14 - прочие земли поселений (в том числе земли - резерв).

В соответствии со ст.391 НК РФ налоговая база земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой доли.

Согласно действующей с 21 января 2007 года редакции п.4 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. Сложная ситуация на родственную тему описана в письме Минфина России от 28.12.2006 N 03-06-02-04/179.


Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.387 НК РФ, устанавливая земельный налог, законодательный орган государственной власти Санкт-Петербурга обязан определить налоговые ставки в установленных главой 31 НК РФ пределах, порядок и сроки уплаты налога и может также установить налоговые льготы, основания и порядок их применения.

На территории Санкт-Петербурга вышеназванным Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 (ст.2 Закона) с 1 января 2006 года установлены следующие налоговые ставки земельного налога:

1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

2) 0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:

занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

То есть, налоговая ставка 0,042% применяется в отношении земельных участков:

- занятых объектами жилищного фонда;

- занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

- занятых гаражами;

- предоставленных для жилищного строительства.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs