Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 ноября 2007 года N 9-3696-СЕ


[Об уплате государственной пошлины за государственную
регистрацию права собственности должника на недвижимое имущество
 на основании требования судебного пристава-исполнителя]



Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены некоторые изменения в процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены статьей 66 Закона об исполнительном производстве.

Кроме того, в абзац первый пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесены изменения, в соответствии с которыми осуществление государственной регистрации прав возможно по требованию судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем Законом об исполнительном производстве и Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления порядка уплаты и размеров государственной пошлины за государственную регистрацию прав на основании требования судебного пристава-исполнителя.

В связи с изложенным с 01.12.2008 территориальные органы Росрегистрации столкнутся с вопросом о том, кто и за счет каких средств должен уплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию права должника (организации или физического лица).

Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае государственной регистрации прав должника на принадлежащее ему имущество в случаях, установленных статьей 66 Закона об исполнительном производстве, государственная регистрация осуществляется на основании требования судебного пристава-исполнителя без представления заявления самого правообладателя. При этом юридически значимые действия осуществляются в отношении должника.

В то же время согласно части 6 статьи 66 Закона об исполнительном производстве расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий, под которыми часть 1 статьи 116 Закона об исполнительном производстве понимает денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Федеральная регистрационная служба полагает, что в случаях осуществления государственной регистрации прав на основании требования судебного пристава-исполнителя государственная пошлина может быть уплачена как из денежных средств должника, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, или средств взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом размер уплачиваемой государственной пошлины должен соответствовать размеру государственной пошлины, установленной статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации для должника. Например, при обращении судебного пристава-исполнителя с требованием о государственной регистрации права собственности должника - юридического лица государственная пошлина должна быть уплачена в размере 7500 рублей вне зависимости от источника уплаты (федерального бюджета, средств взыскателя - физического лица).

Учитывая изложенное, Федеральная регистрационная служба просит в возможно короткие сроки высказать точку зрения Министерства финансов Российской Федерации по данному вопросу.

Первый заместитель директора
С.Н.Еремин

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»