Новая бухгалтерия, N 1, 2008 год                                     

А.Тюрина,
АКДИ “Экономика и жизнь”



Новое в исполнительном производстве



1 января 2008 года вступл в силу новый Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, новый Закон). Он представляет собой новую редакцию одноименного действующего Федерального закона N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”, принятого еще в 1997 года (далее - Закон N 119-ФЗ).

Новый Закон не меняет концепцию действующего порядка исполнительного производства, но вместе с тем содержит ряд серьезных изменений, которые продиктованы реалиями современной жизни.

Что нового нас ждет с вступлением в силу обновленного Закона и насколько изменится процесс исполнительного производства?

Прежде чем перейти к обзору новшеств в исполнительном производстве, остановимся на причинах, побудивших законодателя обновить действующий порядок исполнительного производства.

Десятилетняя практика применения Закона N 119-ФЗ выявила ряд проблем, связанных с несовершенством его норм, например некоторые из них стали противоречить Арбитражному процессуальному кодексу РФ (АПК РФ), Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) и другим нормативным актам. Это затрудняло применение Закона судами. В результате отсутствовала единообразная правоприменительная практика. Таким образом, назрела потребность в обновлении норм Закона, регулирующего исполнительное производство.

Потребность в обновлении Закона N 119-ФЗ вызвана также необходимостью приведения его норм в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод* (далее - Европейская конвенция). После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 года) и ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции фактически все ее принципы и нормы стали составной частью российского законодательства. Этим принципам и нормам, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственно включить их в российские законодательные акты и создать соответствующий механизм реализации этих норм.

_________________     

* Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950.

Таким образом, назрела необходимость обновить принятый в 1997 года Закон N 119-ФЗ, регулирующий исполнительное производство, путем включения новых и корректировки имеющихся норм с учетом сложившейся судебной практики, деятельности специальных органов, осуществляющих исполнительное производство, и требований международных правил. В результате принят новый Закон об исполнительном произвостве - Закон N 229-ФЗ. Что нового появилось в Законе N 229-ФЗ по сравнению с Законом N 119-ФЗ?

Задачи и принципы


Впервые в Законе N 229-ФЗ появились отдельные статьи, определяющие задачи и принципы исполнительного производства. Следует отметить, что принципы в теории права представляют собой признак самостоятельной отрасли права. Поэтому с введением в действие нового Закона можно говорить о законодательном закреплении такой самостоятельной отрасли права, как исполнительное производство.

К задачам исполнительного производства отнесено “правильное и своевременное исполнение актов суда и других уполномоченных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций”.

К принципам отнесены: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Содержательная сторона каждого принципа в Законе не раскрывается. Представляется, что сущность каждого из них должна восприниматься в соответствии с основами теории права и с учетом международных норм права.

Органы принудительного исполнения


Органом принудительного исполнения, как и прежде, является Федеральная служба судебных приставов (ст.5 Закона N 229-ФЗ), которая осуществляет принудительное исполнение актов судебных органов, а также актов других уполномоченных органов.

Судебный пристав-исполнитель (далее - судебный пристав) является центральной процессуальной фигурой в исполнительном производстве, в чьих полномочиях находится принятие решений с момента возбуждения исполнительного производства вплоть до его окончания. Решения, принимаемые судебными приставами, оформляются в форме постановлений, порядку оформления которых впервые посвящена отдельная статья нового Закона - ст.14 Закона N 229-ФЗ.

Новый закон концептуально изменяет действующую систему принудительного исполнения, предоставляя органам принуждения более широкие полномочия, в том числе в части доступа к сведениям, необходимым для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.

Новеллой Закона является право судебного пристава получать сведения от банков, иных кредитных организаций, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, а также от лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, о наличии у должника денежных средств, имущества, имущественных прав (ст.64 Закона N 229-ФЗ). Однако получить запрашиваемую информацию у перечисленных организаций судебный пристав сможет только при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава.

Новым Законом судебному приставу предоставлено право запрашивать у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций следующие сведения:

- о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

- о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

- об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs