Экономико-правовой бюллетень, N 1, 2008 год                            

О.А.Антошина,

канд. эконом. наук,

Доцент Всероссийской государственной

налоговой академии,

ведущий аудитор, налоговый консультант,

аттестованный преподаватель

Института профессиональных бухгалтеров России   

Налоговый контроль
в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения



Налоговые инспекторы наделены широкими полномочиями в сфере контроля  правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. В частности, чиновники вправе проводить выездные налоговые проверки не только организаций, но и их обособленных подразделений.

Однако проверяющие не всегда строго придерживаются установленных правил проведения таких проверок. Это позволяет налогоплательщикам успешно обжаловать решения инспекторов, вынесенные по результатам налоговых проверок.

Правила проведения проверок филиалов

Самостоятельная проверка обособленного подразделения

Пунктом 7 ст.89 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, занимающийся такой проверкой, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. Срок проведения самостоятельной проверки не может превышать одного месяца.

Cамостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по местонахождению обособленного подразделения (п.2 ст.89 НК РФ).

Аналогичное положение прописано в п.2.1 Методических указаний по проведению комплексных выездных проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утвержденных письмом МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ (далее - Методические указания).

Таким образом, в данном случае действует принцип территориальной подведомственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2006 N А42-80/2005-5).

Следует отметить, что в налоговом законодательстве не содержится определение понятия “филиал”. В связи с этим на основании п.1 ст.11 НК РФ это понятие применяется в том значении, в каком оно используется в нормах гражданского права.

Согласно ст.55 ГК РФ филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и исполняющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по местонахождению филиалов и иных обособленных подразделений (ст.19 НК РФ). Это отмечается и в Постановлении ФАС Московского округа от 25.08.2005 N КА-А40/8206-05-А.

Практика показывает, что арбитражные суды признают правомерным проведение налоговыми инспекторами самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов организаций. Подтверждение тому - постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.06.2006, от 28.06.2006 N Ф03-А73/06-2/2066, Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 N А33-4162/03-С3-Ф02-3967/05-С1, Западно-Сибирского округа от 28.06.2005 N Ф04-4094/2005(12615-А46-23).

Арбитражные суды в своих решениях отмечают, что налоговые инспекторы в ходе проведения проверки филиалов также должны руководствоваться упомянутыми выше Методическими указаниями (см., в частности, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2006 N А42-80/2005-5).

По мнению судей, налоговые органы вправе в рамках проверки организации проверять обособленные подразделения юридических лиц, не являющиеся филиалами или представительствами (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2005 N А56-41914/04).

Между тем Минфин России придерживается другого мнения по этому вопросу, отмечая, что Налоговым кодексом РФ не предоставлено налоговым органам право проводить самостоятельные проверки обособленных подразделений организации, которые не являются филиалами или представительствами данной организации. Такие выводы содержатся в письме Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-324.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs