Принят
на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 29-9
от 31 октября 2007 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
О безопасности на транспорте



Настоящий Закон призван регулировать правовые, организационные, экономические и иные отношения в области обеспечения безопасности транспортного комплекса государств - участников СНГ от актов незаконного вмешательства, техногенных и природных кризисных ситуаций, а также в области обеспечения национальных интересов государств - участников СНГ в сфере транспортной деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство о безопасности на транспорте

1. Законодательство государства - участника СНГ в области безопасности на транспорте состоит из конституции государства-участника, иных нормативно-правовых актов, международных договоров и соглашений государства - участника СНГ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства - участника СНГ являются составной частью законодательства, регулирующего безопасность на транспорте. Если международным договором государства - участника СНГ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия


В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

акт незаконного вмешательства - действие (бездействие), в том числе террористический акт, направленное на нарушение устойчивости транспортной деятельности;

безопасность на транспорте - состояние транспортной системы государства - участника СНГ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, удовлетворять национальные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, экономический ущерб при транспортной деятельности;

законодательство государства - участника СНГ - совокупность законов государства - участника СНГ;

категорирование - деятельность специально уполномоченных органов (организаций) государства - участника СНГ по присвоению категорий транспортным объектам для определения конкретных требований по обеспечению безопасности транспортных объектов, транспортных средств, путей сообщения и т.д.;

кризисная ситуация - обстоятельства (обстановка), возникшие на транспорте из-за нарушения его нормального функционирования или воздействия внешней среды, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности людей, устранение которых требует применения нештатных (антикризисных) мер;

план готовности - документ, утверждаемый уполномоченным в соответствии с законодательством государства - участника СНГ органом (организацией, лицом), содержащий перечень конкретных мер и мероприятий, порядок действий при возникновении кризисных ситуаций, распределение обязанностей персонала и т.д. в целях предупреждения, действий в условиях кризисных ситуаций, а также ликвидации и минимизации последствий кризисных ситуаций;

субъекты транспортной деятельности - юридические и (или) физические лица, осуществляющие деятельность в транспортном комплексе государства - участника СНГ;

транспортная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа посредством различных видов транспорта или их сочетания, а также другие связанные с перевозкой работы и услуги;

транспортный комплекс государства - участника СНГ - единая техническая система государства - участника СНГ, предназначенная для перемещения пассажиров, грузов и грузобагажа;

транспортный объект - имущественный комплекс, используемый для выполнения различных операций при осуществлении транспортной деятельности;

угроза безопасности на транспорте - условия, обстоятельства и причины, способные нанести ущерб национальной безопасности государства - участника СНГ, ущемить его интересы, нарушить устойчивость транспортной деятельности, нанести вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде.

Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности на транспорте

1. Целью обеспечения безопасности на транспорте является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса государств - участников СНГ, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, транспортных объектов и субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства, от техногенных, природных и иных кризисных ситуаций.

2. Задачами обеспечения безопасности на транспорте являются:

1) определение угроз безопасности на транспорте;

2) оценка уязвимости транспортных объектов;

3) категорирование транспортных объектов;

4) разработка и реализация требований и мер в области обеспечения безопасности на транспорте;

5) подготовка специалистов в области обеспечения безопасности на транспорте;

6) осуществление контроля и надзора в области обеспечения безопасности на транспорте;

7) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности на транспорте;

8) организация сотрудничества в рамках СНГ в области обеспечения безопасности на транспорте;

9) восполнение правовых пробелов в регулировании безопасности на транспорте в государствах - участниках СНГ.

Статья 4. Принципы обеспечения безопасности на транспорте


Основными принципами обеспечения безопасности на транспорте являются:

1) законность при обеспечении безопасности на транспорте;

2) приоритет жизни и здоровья людей, минимизация ущерба и вреда жизни и здоровью;

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении безопасности на транспорте;

4) сочетание интересов государства, личности и общества, взаимная ответственность государства, личности и общества;

5) конечная ответственность государства за обеспечение безопасности на транспорте;

6) разумное и законное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов транспортной деятельности при обеспечении безопасности на транспорте;

7) постоянное взаимодействие государств - участников СНГ в области обеспечения безопасности на транспорте;

8) гармонизация и унификация законодательства государств - участников СНГ в области безопасности на транспорте.

Статья 5. Субъекты обеспечения безопасности на транспорте и объекты защиты

1. Субъектами обеспечения безопасности на транспорте являются:

1) органы государственной власти и органы местного самоуправления государства - участника СНГ;

2) субъекты транспортной деятельности;

3) потребители транспортных услуг;

4) международные органы и организации, функционирующие в транспортной сфере.

2. Объектами защиты в области безопасности на транспорте являются:

1) потребители транспортных услуг;

2) транспортные объекты;

3) субъекты транспортной деятельности;

4) груз, багаж;

5) третьи лица, которым может быть причинен вред и (или) ущерб при транспортной деятельности.

Статья 6. Права и обязанности субъектов транспортной деятельности

1. Субъект транспортной деятельности обязан:

1) разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению безопасности на транспорте;

2) разрабатывать и предоставлять уполномоченным органам (организациям) государства - участника СНГ планы готовности;

3) предоставлять уполномоченным органам государственной власти государства - участника СНГ информацию и документы, необходимые для выполнения их функций;

4) незамедлительно сообщать уполномоченным органам государственной власти государства - участника СНГ о возникших угрозах;

5) принимать меры по установлению причин и обстоятельств, возникших на транспортных объектах кризисных ситуаций;

6) иметь необходимые лицензии, разрешения, свидетельства и сертификаты;

7) выполнять предписания, постановления и иные законные требования уполномоченных органов государственной власти государства - участника СНГ;

8) иметь и содержать в исправном состоянии в соответствии с требованиями безопасности на транспорте транспортные объекты;

9) обеспечивать проведение мероприятий по оценке уязвимости и категорированию транспортных объектов;

10) обеспечивать подготовку специалистов и персонала в области безопасности на транспорте.

2. Субъект транспортной деятельности имеет право:

1) в установленном законодательством государства - участника СНГ порядке получать информацию по вопросам безопасности на транспорте;

2) вносить в органы государственной власти государства - участника СНГ предложения по обеспечению безопасности на транспорте.

3. Субъекты транспортной деятельности несут ответственность за несоблюдение требований безопасности на транспорте в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

Статья 7. Требования по обеспечению безопасности на транспорте

1. Требования по обеспечению безопасности на транспорте разрабатываются и устанавливаются уполномоченными органами государственной власти государства - участника СНГ и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной деятельности и пользователями транспортных услуг.

2. Особые требования по обеспечению безопасности на транспорте в период мобилизации, действия военного или чрезвычайного положения, при удовлетворении особо важных государственных и оборонных нужд, перевозках опасных грузов или иных особых перевозках устанавливаются в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

3. Лицензирование определенных законодательством государства - участника СНГ видов деятельности, влияющих на безопасность на транспорте, осуществляется в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти государства - участника СНГ.

4. Организация подтверждения соответствия продукции, работ, услуг в сфере транспорта требованиям технической безопасности осуществляется в соответствии с законодательством государства - участника СНГ. Контроль и надзор за выполнением требований технической безопасности возлагается на специально уполномоченный орган государства - участника СНГ.

5. На субъектов транспортной деятельности может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье, имущество пассажиров или свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.

6. Особые требования по безопасности отдельных видов транспорта устанавливаются нормативно-правовыми актами государства - участника СНГ.

7. Органы государственной власти и местного самоуправления государства - участника СНГ, субъекты транспортной деятельности несут ответственность за непрерывность безопасности на транспорте. Для достижения непрерывности безопасности на транспорте субъекты обеспечения безопасности на транспорте обязаны постоянно анализировать ситуацию с безопасностью на транспорте, выявлять и устранять недостатки и слабые места, совершенствовать правовые, организационные, информационные, финансово-экономические, материально-технические, инновационные способы и методы обеспечения безопасности на транспорте.

8. Для органов государственной власти и местного самоуправления государства - участника СНГ, субъектов транспортной деятельности должны разрабатываться и утверждаться планы готовности.

9. Органы государственной власти и местного самоуправления государства - участника СНГ обязаны осуществлять меры по предупреждению и пресечению кризисных ситуаций. К таким мерам относятся:

1) разработка и утверждение планов готовности;

2) осуществление постоянного мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций на транспорте;

3) обучение персонала действиям на случай кризисных ситуаций, ознакомление персонала с мероприятиями, предусмотренными планом готовности;

4) создание обязательных резервов финансовых и материально-технических средств для предупреждения, управления, ликвидации и минимизации последствий кризисной ситуации;

5) создание и использование технических средств охраны и наблюдения, создание системы оповещения об угрозе и (или) возникновении кризисной ситуации;

6) организация системы обмена информацией ограниченного доступа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»