Таможня рекомендует
[О Методических рекомендациях
по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях ]
Наличие достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства РФ, является основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ. Чем руководствуются и на что ориентируются таможенные органы при квалификации валютных правонарушений, отражено в новых методических рекомендациях Федеральной таможенной службы России от 10.01.2008.
Важно изначально отметить, что Письмо ФТС от 10.01.2008 N 01-11/217 "О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства" не является нормативным правовым актом.
Многочисленная судебная практика, рассматривая такого рода письма, в частности ранее действовавшее Письмо ФТС РФ от 30.06.2005 N 01-06/21925, указывает на невозможность применения его судом со ссылкой на ч. 1 ст.13 АПК РФ (постановления ФАС ЗСО от 22.03.2007 N Ф04848/2007, ФАС ЗСО от 10.07.2007 N Ф044466/2007 и др.).
Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ (далее - Рекомендации), означенные как приложение к вышеназванному Письму ФТС РФ N 0111/217, также имеют рекомендательный характер и должны применяться исключительно с учетом положений действующего валютного законодательства РФ.
Таможенные органы в силу ч. 3 ст.22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) являются агентами валютного контроля (ч. 7 ст.23 Закона). Раз осуществление контроля является обязанностью, то логичным было бы предположить, что и результат контроля - составление протоколов по факту обнаружения правонарушения - должен быть обязанностью таможенных органов.
Однако составление протоколов лишь право, а не обязанность таможенных органов. Протоколы по ст.15.25 КоАП РФ вправе составлять (и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях в силу п.3 ч. 4 ст.28.1 КоАП РФ) должностные лица органов и агентов валютного контроля (п.80 ч. 2 ст.28.3 КоАП РФ). Дела по ст.15.25 КоАП РФ рассматривают органы валютного контроля (ст.23.60 КоАП РФ). Поэтому на практике определить момент обнаружения административного правонарушения и связанный с ним срок давности привлечения к ответственности достаточно сложно.
Привлекать же к ответственности по ст.15.25 КоАП РФ могут 19 наименований должностных лиц таможенных органов в соответствии с Приказом ФТС от 15.03.2005 N198. Порядок взаимодействия контролирующих структур определен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2007 N 80 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации", Письмом ФТС РФ от 18.08.2005 N 01-06/28509 "О соглашении между ФТС России и Росфиннадзором", Соглашением о сотрудничестве ФНС РФ и ФТС, заключенном 14 июля 2005 года.