Н.Ковалева,
начальник юридическогоотдела группы компаний "Кохлома",
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ
Лицензируемые отходы
Практически каждая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с проблемой утилизации отходов. Насколько же обоснованны претензии контролирующих органов, обязывающие хозяйствующих субъектов получать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов?
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" "опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами". Данное определение позволяет констатировать, что любые отходы можно признать опасными, так как подтвердить потенциальную НЕопасность очень сложно.
До 17 июля 2005 года лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируется именно деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Сложность состоит в том, что не уточнено, как получать лицензию - на один или на несколько видов деятельности сразу.
Буквальное прочтение данной формулировки позволяет говорить о необходимости получить лицензию сразу на все виды деятельности. В то же время в Законе N 89-ФЗ определено, что есть использование, обезвреживание и размещение отходов, а легальные определения понятий "сбор" и "транспортировка" отходов отсутствуют. Возникает парадоксальная ситуация, при которой должно лицензироваться то, что не определено в законе.
Можно предположить, что лицензию необходимо получать именно специализированным организациям. К примеру, в п.3 Положения "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524) указано, что лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является, в частности, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
Очевидно, что таким требованиям будет соответствовать далеко не любая компания, а либо крупные промышленные предприятия, либо специализированные организации, для которых деятельность с отходами является основной.
Между тем юридическая обязанность должна быть четко определена, так как ее невыполнение влечет за собой ответственность. С другой стороны, все сомнения согласно ч. 4 ст.1.5 КоАП должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако буквальное прочтение закона все-таки обязывает собственников отходов получать все необходимые разрешения.