Финансы и бизнес, N 1, 2008 год

О.В.Чухрова,

ассистент кафедры бухгалтерского учета Ростовского

государственного экономического университета "РИНХ"

      

Методика постановки и поддержания налогового бюджетирования


На современном этапе развития бизнеса у предприятий появилась настоятельная потребность в объективной оценке доходов и расходов не только по окончании определенного временного интервала, но и до его начала. Инструментом выявления и использования всех резервов развития предприятия выступает бюджетирование. Интерес к проблемам постановки системы бюджетирования связан прежде всего с совершенствованием системы управления, в частности управленческого учета.

Решение задач прибыльности хозяйственной деятельности и прогнозирования финансовых результатов напрямую связано с проблемой налогового бюджетирования. Планирование сумм налоговых платежей можно рассматривать как самостоятельный процесс оптимизации, так и во взаимосвязи с влиянием на финансовый результат организации (Бурцев, 2004). Особое значение в проблеме налогового планирования имеет правильный выбор налогового поля предприятия, т.е. составления перечня налогов, налогооблагаемых баз, ставок налогов, сроков уплаты, выявления льгот или особых условий исчисления налогов (Гиндзбург, 2002; Карпов, 2005).

Многие предложения по оптимизации налоговых платежей связаны с пространными предложениями о проведении углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Результатом такого анализа обычно являются рекомендации по снижению себестоимости, сокращению производственных запасов, увеличению оборота компании и т.д. В конечном итоге управленцы ищут пути сокращения налоговых платежей, которые сводятся к трем возможностям:

1. Уклонение от уплаты налогов, т.е. уменьшение своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, и соответственно намеренное (умышленное) искажение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Надо сказать, что хотя этим методом продолжают активно пользоваться многие предприниматели, он бесперспективен, поскольку работники налоговых органов, чей опыт и компетенция постоянно растут по мере накопления информационной базы и совершенствования методов работы, в короткое время могут обнаружить данные нарушения.

2. Полулегальный путь сокращения налоговых платежей, основанный на использовании противоречий и недоработок нормативных законодательных актов. Он позволяет довольно успешно оспаривать в арбитражных судах действия и решения налоговых органов, основываясь на принципе "что не запрещено законом, то разрешено". Применение данного способа возможно при использовании специальных налоговых режимов определенных территорий, специального статуса и организационно правой формы предприятия, его численности и объема реализации продукции, работ и услуг. Однако следует учитывать, что законодательная база постоянно пополняется, в том числе и путем введения в действие законодательных актов задним числом.

Фискальные органы могут выполнять свои функции, пользуясь "правом сильного". И абсолютно не факт, что победа в этом случае окажется действительно победой для предприятия в финансовом плане.

3. Легальный путь уменьшения налоговых обязательств, который основан на соблюдении налогового законодательства путем корректировки финансово-хозяйственной деятельности компании, т.е. на построении системы, позволяющей сочетать маркетинговые и финансовый планы компании с целью эффективного контроля и своевременного реагирования на изменения как во внешней среде, окружающей компанию, так и на внутренние процессы, протекающие внутри компании.

Формирование налоговой политики в большинстве организаций до настоящего времени нередко ограничено поиском вариантов только по первым двум направлениям. При этом выбранные способы управления налоговыми обязательствами, как правило, имеют разрозненный характер.

Однако существует и иной вариант оптимизации налоговых платежей, которые составляют существенную часть расходов предприятия, - бюджетирование. Его эффективность определяется соотношением с затратами на его проведение, поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью и объемом налогового бремени предприятия.

Реализация налоговой политики посредством бюджетирования опирается на следующие принципы:

- полное соблюдение действующего налогового законодательства;

- своевременное и оперативное планирование предстоящих налоговых платежей на основе предполагаемых объемов операционных доходов и расходов;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs