Неактуальный

Спецслужбам развяжут руки

Неясная измена


Уголовной политике присущи лишь два метода: криминализация и декриминализация деяний, представляющих определенную опасность для общества. Нажимая по очереди на одну из этих "педалей", законодатель выстраивает юридико-техническую составляющую своих воззрений на опасность того или иного социального проявления, присваивая ему в зависимости от исторического момента статус то просто противоправного, то преступного.

"Измена" ("государственная измена", "измена Родине") - преступление древнейшее. Криминализируя данное деяние, необходимо как следует подумать о нравственной составляющей принимаемого закона, ибо правовым он станет только в том случае, если уголовное преследование определенного круга своих членов общество посчитает нужным, важным и справедливым. Ведь изменники для общества - враги N 1.

Юридико-технический анализ действующей ст.275 УК РФ показывает, что правовых определенностей в данной норме мало. Ненамного больше их было и в прежних законах, резиновый характер диспозиций которых позволял правящей элите легко расправляться со всеми неугодными.

О том, что такая форма измены, как "оказание помощи иностранному адресату в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации", нуждается в корректировке, в юридической печати писали не раз. На неопределенность признаков данной формы государственной измены, дающую основания к ее противоречивому и произвольному толкованию правоприменителем, обращали внимание даже судьи КС РФ (особые мнения Витрука Н.В. и Кононова А.Л к Постановлению КС РФ от 20.12.95 N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 УК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова").

В этой связи сначала законодателю, а затем правоприменителю следует уяснить, в чем суть понятия "измена". Измена чему или измена кому? В чью пользу? Если врага, то кто наш враг на сегодняшний день? Всегда следует помнить, что понятия "враг" и "измена" в его пользу - категории непостоянные.