Неактуальный

Когда налоговая вправе рассчитать доход по-своему

Рыночные цены

     Руководством для исчисления рыночных цен служат пункты 4-11 статьи 40 НК РФ. Вот наиболее важные в этом вопросе положения.

Рыночную цену формирует сочетание спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается сфера обращения товаров, определяемая возможностью покупателя (продавца) приобрести (реализовать) товар на ближайшей территории без дополнительных затрат. Естественно, подразумевается территория как самой России, так и других государств.

Идентичными называются товары с одинаковыми основными признаками (физическими параметрами, качеством, рыночной репутацией, страной происхождения, производителем). Незначительные внешние различия роли не играют. Однородные - это товары уже не с одинаковыми, а со сходными характеристиками и состоящие из эквивалентных компонентов. У таких изделий одни и те же функции, то есть они взаимозаменяемы. Однородность подразумевает сравнимое качество, наличие товарного знака, одинаковую репутацию на рынке, одну страну происхождения.

При расчете рыночной цены во внимание принимают либо сделки между не взаимозависимыми лицами, либо между взаимозависимыми, если их отношения не повлияли на финансовую сторону вопроса. Кроме того, рассматриваются договоры на сопоставимых условиях (по количеству товара, срокам исполнения обязательств и пр.).   

Если сделок с идентичными или однородными товарами не было или о них нет информации, можно использовать метод цены последующей реализации. Он предполагает вычисление двух значений: разницы между ценой перепродажи и величиной, рассчитанной исходя из суммы сопутствующих затрат (на продвижение товара и другие мероприятия, но без учета цены покупки) и средней прибыли. Если такой вариант по каким-то причинам не годится, есть затратный метод. В этом случае рыночная цена равна сумме всех понесенных издержек и прибыли, типичной для данной сферы деятельности (торговли, производства, сферы услуг и т. д.).

Обратите внимание: в 2009 году в журнале откроется специальная рубрика, в которой будет опубликован цикл статей на данную тему.

Цены на однородные товары используются при отсутствии цен на идентичную продукцию.

Результаты должны быть подтверждены официальными источниками информации или биржевыми котировками.

Как мы видим, определить рыночную цену не так-то просто. Далеко не по всем товарам сведения доступны, часто нелегко, а то и вообще не удается что-либо узнать о сделках по идентичным и однородным товарам, тем более на сопоставимых условиях. Метод цены последующей реализации окажется бесполезным, если покупателем товар не перепродан или нет информации о ценах. При затратном понадобится рассчитать затраты и прибыль, приходящиеся на конкретный товар или услугу, что не всегда возможно. В большинстве случаев налоговики сталкиваются с недостатком информации. Хорошо это или плохо для налогоплательщиков? Тем, к кому налоговая предъявляет претензии, такое положение, конечно, на руку. Преимуществом надо только суметь воспользоваться.