ДОГОВОР
о реализации Шенгенского соглашения между правительствами стран экономического
союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германия и Французской Республики
 от 14 июня 1985 года
(Шенген, 19 июня 1990 года)

О постепенном упразднении пограничного контроля на общих границах с 19 июня 1990 года, включая заявления о преследовании преступников в соответствии со статьей 41 п. 9 Соглашения. С 19 июня 1990 года, включая заявления о преследовании преступников в соответствии со статьей 41 п. 9 Соглашения.

Королевство Бельгия, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Великое Герцогство Люксембург и Королевство Нидерландов, именуемые далее Договаривающимися Сторонами,

руководствуясь Шенгенским соглашением от 14 июня 1985 года о постепенном упразднении контроля на общих границах,

полные решимости претворить в жизнь выраженное в этом Соглашении стремление к упразднению контроля за передвижением людей на общих границах и к облегчению перемещения транспортных средств и грузов,

принимая во внимание, что договор об образовании Европейского Сообщества, дополненный единым Европейским актом, предусматривает создание внутреннего рынка как пространства без внутренних границ,

принимая во внимание, что интересы Договаривающихся Сторон совпадают с этими целями без причинения ущерба мерам, принимаемым для реализации положений данного Соглашения, принимая во внимание, что для осуществления этих целей требуется выполнение ряда соответствующих мероприятий и тесное сотрудничество Договаривающихся Сторон,

договорились о следующем:

     

Раздел I. Определение понятий


Статья 1

В контексте данного Соглашения приведенные ниже термины имеют следующее значение: Внутренние границы - общие наземные границы Договаривающихся Сторон, а также их аэропорты, из которых совершаются внутренние авиарейсы, и морские порты для регулярных паромных сообщений в пределах территории Договаривающихся Сторон без остановки в портах находящихся за этими пределами;

Внешние границы - наземные и морские границы, а также аэропорты и морские порты Договаривающихся Сторон, не являющиеся внутренними границами;

Внутренний авиарейс - полет в пределах территории Договаривающихся Сторон без посадки на территории третьего государства;

Третье государство - государство, не являющееся одной из Договаривающихся Сторон;

Гражданин третьего государства - лицо, не являющееся гражданином одной из стран Европейского Сообщества;

Гражданин третьего государства, которому отказано в праве въезда - гражданин третьего государства, который в соответствии со статьей 96 внесен в Шенгенскую информационную систему как лицо, которому отказано в праве на въезд;

Пограничный переход - пункт перехода внешних границ, определенный компетентными властями; Пограничный контроль - контроль, проводимый на границе исключительно по поводу намерения пересечения границы;

Предприятие пассажирского транспорта - физическое или юридическое лицо, которое по роду своей деятельности занимается перевозками людей воздушным, морским или наземным транспортом; Вид на жительство - выданное одной из Договаривающихся Сторон разрешение любого вида, дающее право пребывания на ее территории. Сюда не относятся временные разрешения на право пребывания на территории одной из Договаривающихся Сторон в связи с рассмотрением вопроса о выдаче вида на жительство или предоставлении убежища;

Ходатайство о предоставлении убежища - любое желание гражданина третьего государства, высказанное на внешней границе или на территории одной из Договаривающихся Сторон в письменной, устной или иной форме, целью которого является получение статуса беженца и связанного с ним вида на жительство в соответствии с Женевской конвенцией от 28 июля 1951 года о статусе беженца в редакции Протокола от 31 января 1967 года;

Лицо, ходатайствующее о предоставлении убежища - гражданин третьего государства, подавший ходатайство о предоставлении убежища в духе настоящего Соглашения, в отношении которого не принято окончательное решение;

Рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища - любые действия по проверке ходатайства о предоставлении убежища и принятию решения по нему, а также все предпринимаемые меры по исполнению принятого решения за исключением определения Договаривающейся Стороны, которая в соответствии с настоящим Соглашением несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища.

     

Раздел II. Отмена контроля на внутренних границах при перемещении людей

Глава 1

Переход внутренних границ

Статья 2

1. Внутренние границы могут пересекаться в любом месте без личного контроля.

2. Если того требуют соображения общественного порядка или национальной безопасности, одна из Договаривающихся Сторон после консультаций с другими Договаривающимися Сторонами, может на ограниченное время принять решение о проведении на внутренних границах соответствующего обстоятельствам национального пограничного контроля. Если соображения общественного порядка или национальной безопасности требуют немедленного вмешательства, соответствующая Договаривающаяся Сторона принимает необходимые меры и как можно скорее извещает об этом другие Договаривающиеся Стороны.

3. Отмена личного контроля на внутренних границах не затрагивает случаев применения статьи 22 и выполнения полицейских функций компетентными органами Договаривающейся Стороны на всей ее территории в соответствии с национальным правом, а также содержащихся в законодательстве Договаривающейся Стороны обязанностей иметь, носить с собой и предъявлять документы и удостоверения личности.

4. Контроль грузов проводится в соответствии с положениями настоящего Соглашения.

Глава 2

Переход внешних границ

Статья 3

1. Внешние границы пересекаются, как правило, только на пограничных переходах в установленное время. Детали, а также исключения и условия приграничного сообщения и положения для определенных особых категорий морского судоходства, как, например, круизное и каботажное судоходство, определяются Исполнительным комитетом.

2. Договаривающиеся Стороны обязуются применять санкции в случаях незаконного перехода внешних границ вне определенных пограничных переходов и в неустановленное время.

     


Статья 4

1. Договаривающиеся Стороны обязуются начиная с 1993 года подвергать личному контролю пассажиров авиарейсов из третьих государств, пересаживающихся на внутренние авиарейсы, а также контролировать их ручную кладь в аэропорту пересадки. Пассажиры внутренних авиарейсов, пересаживающиеся на рейсы в третьи государства, предварительно подлежат соответствующему контролю в аэропорту пересадки.

2. Договаривающиеся Стороны принимают необходимые меры по осуществлению контроля в соответствии с пунктом 1.

3. Контроль сданного багажа не затрагивается положениями пунктов 1 и 2. Он проводится в аэропорту назначения или в аэропорту вылета.

4. До даты, указанной в пункте 1, аэропорты, из которых осуществляются внутренние рейсы, рассматриваются как внешние границы.

     

Статья 5

1. Гражданину третьего государства может быть разрешен въезд на территорию Договаривающейся Стороны сроком до 3-х месяцев при выполнении следующих условий:

a) он должен иметь один или несколько документов, определенных Исполнительным комитетом, которые дают право на пересечение границы;

b) он должен при необходимости иметь действительную визу;

c) он должен по требованию предъявить документы, подтверждающие цель и обстоятельства его пребывания, располагать достаточными средствами для жизни на время пребывания и возвращения в свою страну или для проезда в третье государство, куда он имеет право въезда, или быть в состоянии законным путем заработать эти средства;

d) он не должен быть зарегистрирован в перечне лиц, которым отказано в праве на въезд;

e) он не должен представлять опасности для общественного порядка, национальной безопасности и международных отношений Договаривающейся Стороны.

2. Гражданину третьего государства, который не отвечает этим требованиям, должно быть отказано во въезде на территорию Договаривающейся Стороны, если Договаривающаяся Сторона из гуманитарных соображений или из национальных интересов или на основании международных обязательств не считает необходимым отступить от этого принципа. В этих случаях разрешение дается на въезд на территорию только соответствующей Договаривающейся Стороны, о чем она должна уведомить другие Договаривающиеся Стороны.

Это положение не затрагивает особые требования законодательства о предоставлении убежища и статьи 18.

3. Гражданину третьего государства, имеющему вид на жительство, выданный одной из Договаривающихся Сторон, визу на обратный выезд, выданную одной из Договаривающихся Сторон, или, в случае необходимости, оба этих документа, должен быть разрешен транзитный проезд за исключением тех случаев, когда он вынесен в национальный список лиц, которым запрещен въезд в государство, внешнюю границу которого он намерен пересечь.


Статья 6

1. Пограничный контроль на внешних границах осуществляется компетентными органами. Он проводится по единым принципам, в соответствии с национальным законодательством и с учетом интересов всех Договаривающихся Сторон.

2. Под едиными принципами, упомянутыми в пункте 1, понимаются следующие:

a) личный контроль включает в себя не только проверку документов, дающих право на пересечение границы, и других предпосылок пребывания, устройства на работу и выезда, но и технические розыскные формы контроля, а также меры по предотвращению угрозы национальной безопасности и общественному порядку Договаривающихся Сторон. Контролю подлежат также автомобили лиц, пересекающих границу, и перевозимые ими вещи. Он осуществляется каждой Договаривающейся Стороной в соответствии со своим национальным законодательством, особенно что касается обысков;

b) все лица должны подвергаться контролю, который по меньшей мере дает возможность установления их личности на основании имеющихся или предъявляемых документов;

c) граждане третьих государств при въезде подвергаются тщательному контролю в соответствии с пунктом "a";

d) при выезде осуществляется контроль в интересах всех Договаривающихся Сторон с целью выявления и пресечения угрозы национальной безопасности и общественному порядку Договаривающихся Сторон. Этот контроль обязателен для граждан третьих государств;

e) если в силу особых обстоятельств невозможно осуществить все виды контроля, необходимо проводить отдельные его виды. При этом контроль на въезде, как правило, имеет приоритет над контролем при выезде.

3. Компетентные органы охраняют внешние границы за пределами пограничных переходов, а также пограничные переходы вне установленного времени путем патрулирования. Эта охрана должна осуществляться таким образом, чтобы не возникало соблазна избежать контроля на пограничном переходе. Условия охраны должны в случае необходимости определяться Исполнительным комитетом.

4. Договаривающиеся Стороны обязуются предоставить необходимые силы в достаточном количестве для осуществления контроля и охраны внешних границ.

5. К контролю на внешних границах предъявляются единые требования.

Статья 7

Для проведения эффективного контроля и охраны Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу поддержку и осуществляют постоянное тесное сотрудничество. Они должны обмениваться важной информацией, за исключением данных о конкретных лицах, если Соглашением не предусмотрено иное; по возможности согласовывать свои распоряжения подчиненным органам и добиваться единообразного порядка подготовки и повышения квалификации персонала, осуществляющего контроль. Это сотрудничество может осуществляться в форме обмена связующими сотрудниками.

     


Статья 8

Исполнительный комитет принимает все необходимые решения, касающиеся практических деталей осуществления контроля и охраны границ.

Глава 3

Визы

1. Краткосрочные визы

Статья 9

1. Договаривающиеся Стороны обязуются проводить совместную политику по отношению к перемещению людей, в особенности в области визового регулирования. С этой целью они оказывают друг другу поддержку. Договаривающиеся Стороны обязуются и в дальнейшем прилагать совместные усилия по согласованию своей визовой политики.

2. Имеющиеся у всех Договаривающихся Сторон на момент подписания настоящего Соглашения или могущие быть согласованными в будущем общие визовые принципы по отношению к третьим государствам могут быть изменены только с согласия всех Договаривающихся Сторон. Если исключительные причины национальной политики требуют срочного решения. Договаривающаяся Сторона в виде исключения может отклониться от принципов визовой политики по отношению к третьему государству. При этом она должна предварительно провести консультации с остальными Договаривающимися Сторонами и учитывать их интересы при принятии решения и вытекающие из этого последствия.

     


Статья 10

1. Вводится единая виза, действительная для территории всех Договаривающихся Сторон. Эта виза, срок годности которой определяется статьей 11, может выдаваться на срок до 3 месяцев.

2. До введения такой визы Договаривающиеся Стороны признают национальные визы, если они выданы на основе общих принципов и критериев, установленных в рамках соответствующих положений данной главы.

3. Отступая от требований пунктов 1 и 2, каждая Договаривающаяся Сторона оставляет  за собой право пространственного ограничения виз на основе установленных положений данной главы.

     

Статья 11

1. Вводимая в соответствии со статьей 10 виза может быть следующих видов:

a) виза для одного или нескольких въездов, причем продолжительность непрерывного пребывания или общая продолжительность нескольких пребываний, начиная с даты первого приезда, не может превышать трех месяцев в течение полугодия;

b) транзитная виза, дающая ее владельцу право один, два или в виде исключения несколько раз проследовать через территорию Договаривающейся Стороны по пути следования в третье государство, причем продолжительность транзитного пребывания не может превышать пяти дней.

2. Пункт 1 не лишает Договаривающуюся Сторону права в случае необходимости в течение полугода выдать новую визу, пространственно ограниченную ее территорией.

     


Статья 12

1. Введенная в соответствии с пунктом 1 статьи 10 единая виза выдается дипломатическими и консульскими представительствами и в некоторых случаях другими определенными в статье 17 органами Договаривающихся Сторон.

2. Виза выдается, как правило, той Договаривающейся Стороной, территория которой представляет собой главную цель поездки. Если эту цель нельзя определить, то виза должна выдаваться, как правило, дипломатическим или консульским представительством Договаривающейся Стороны, въезд на территорию которой осуществляется первым.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»