Дальнейшие шаги по выполнению Плана действий стратегического партнерства между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой



23 сентября 2009 года во исполнение договоренностей, зафиксированных в Совместном заявлении Российской Федерации и Аргентинской Республики о построении отношений стратегического партнерства, подписанном Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым и Президентом Аргентинской Республики К.Фернандес де Киршнер 10 декабря 2008 года, был подписан План действий, направленных на развитие стратегического партнерства между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой.

За прошедший после подписания Плана действий период был достигнут высокий уровень выполнения предусмотренных в нем шагов. Одновременно развитие сотрудничества подвело к необходимости решения новых задач, которые были отражены в Совместном заявлении Президентов Российской Федерации и Аргентинской Республики в год 200-летия Майской революции и 125-летия установления двусторонних дипломатических отношений, подписанном 14 апреля 2010 года, Совместном заявлении Министра иностранных дел Российской Федерации и Министра иностранных дел, международной торговли и культа Аргентинской Республики "Стратегическое партнерство для социально-экономического развития", подписанном 23 мая 2011 года, договоренностях, достигнутых в рамках Межправительственной Российско-Аргентинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в частности на ее IX заседании, состоявшемся 21-22 марта 2011 года.

В этих целях согласован настоящий документ о дальнейших шагах по выполнению Плана действий.

Институционное взаимодействие

1. Реализация Плана действий показала обоснованность предусмотренного им механизма сотрудничества в осуществлении регулярного контроля и оценки его выполнения в рамках консультаций между Министрами иностранных дел Российской Федерации и Аргентинской Республики.

Министры будут регулярно анализировать ход выполнения актуализированного Плана действий и принимать решения о проведении встреч по различным направлениям сотрудничества с периодичностью, которую они сочтут необходимой для обеспечения полного и эффективного исполнения целей и задач Плана.

2. Стороны будут продолжать укреплять действующие механизмы и поощрять новые возможности сотрудничества в рамках существующих Межправительственных комиссий: Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, будут стремиться обеспечивать периодичность их проведения и наличие повестки дня, предусматривающей рассмотрение программ сотрудничества, представляющих взаимный интерес.

Политическое взаимодействие

3. Укреплять российско-аргентинский политический диалог, в т.ч. в соответствии с Планом проведения политических консультаций между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел, международной торговли и культа Аргентинской Республики на 2010-2012 годы, в интересах повышения уровня координации позиций и взаимодействия в рамках ведущих многосторонних форумов, прежде всего ООН и ее специализированных учреждений, в целях продвижения совместных интересов на международной арене.

4. Активизировать взаимодействие, направленное на углубление реформы ООН, включая реформу Совета Безопасности ООН, в целях повышения её эффективности с тем, чтобы эти преобразования могли опираться на самое широкое согласие членов Организации.

5. Повысить уровень координации позиций между делегациями в рамках Конференции по разоружению, Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН, ОЗХО, КБТО и других механизмов по контролю и нераспространению ОМУ, в целях придания дополнительного стимула многостороннему переговорному процессу в сфере разоружения, направленному на соблюдение юридически обязывающих договоренностей в целях снижения уровня вооружений в мире, универсализации и повышения эффективности международного контроля над ними.

6. Поощрять взаимодействие двух стран в интересах универсализации Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и повышения его эффективности, а также укрепления системы гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

7. Укреплять обмен идеями, мнениями и точками зрения между двумя странами в целях недопущения размещения оружия в космическом пространстве и развивать исследование и использование космоса в мирных целях; установить тесное и взаимовыгодное сотрудничество при рассмотрении в рамках Конференции по разоружению проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

8. Продолжать и активизировать сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью и другими новыми угрозами и вызовами, направленными против мира и международной безопасности.

Взаимодействовать в противодействии и нейтрализации терроризму при признании центральной роли ООН и ее Совета Безопасности, на основе принципов Глобальной контртеррористической стратегии ООН, соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и других международных антитеррористических конвенций.

Прилагать и координировать новые совместные усилия по совершенствованию международно-правовой базы борьбы с терроризмом, скорейшему завершению процесса согласования Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (ВКМТ).

Добиваться выполнения ключевых антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373 (2001) и 1624 (2005), призывающих к борьбе с подстрекательством и апологией терроризма.

Совместно работать над налаживанием широкого диалога между цивилизациями, народами и религиями как важнейшего средства сотрудничества в предупреждении терроризма.

9. Заявлять, что для успешной борьбы с терроризмом необходимо активное участие и содействие всего мирового сообщества, а также органичное, постоянное и юридически обоснованное сотрудничество, основанное на неукоснительном уважении норм международного права, международного гуманитарного права, международных норм по правам человека, международных норм по правам беженцев, а также целей и принципов, закрепленных в Уставе ООН.

10. Углублять многостороннее сотрудничество, прежде всего в рамках ООН, а также наращивать двустороннее взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, прекурсоров для их производства и злоупотреблением наркотическими и психотропными средствами в рамках действующего Межправительственного соглашения между СССР и Аргентинской Республикой в этой сфере от 25 октября 1990 года.

11. Углублять взаимодействие в рамках "Группы 20" и на других международных форумах в интересах серьезного реформирования мировой валютно-финансовой системы, в вопросах, связанных с сотрудничеством в области макроэкономических показателей, интенсификацией международной торговли, волатильностью цен на сырьевые товары, тематикой развития и занятости и другими проблемами, что содействовало бы установлению справедливого и стабильного многостороннего порядка, способствующего устойчивому развитию и сокращению социального неравенства.

12. Сотрудничать в интересах активизации усилий международного сообщества в пользу реализации многосторонних инициатив, способствующих социальному развитию и экономическому прогрессу стран мира, а также выполнению целей развития Саммита Тысячелетия.

13. Укреплять взаимодействие в рамках Совета ООН по правам человека и других международных органов в целях укрепления универсального режима поощрения и защиты прав человека на основе конструктивного диалога и сотрудничества.

Совместно работать над определением возможных инициатив, направленных на поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод, с должным учетом национальных и региональных особенностей, а также различных исторических, культурных и религиозных наследий, при уважении принципов Венской декларации и Программы действий от 25 июня 1993 года.

Поощрять межкультурный диалог, противодействовать расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанным с ними формам нетерпимости, в том числе с целью эффективной реализации Дурбанской декларации и Программы действий от 8 сентября 2001 года.

14. Углублять узы дружбы и взаимопонимания и активизировать диалог и сотрудничество на многосторонних форумах в рамках механизма политического диалога и сотрудничества, существующего между Российской Федерацией и государствами-членами и ассоциированными членами МЕРКОСУР.

15. Поощрять углубление взаимодействия в рамках региональных механизмов в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество

16. В сфере торговли Аргентина подтверждает свою твердую поддержку процессу присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), которое должно успешно завершиться до конца 2011 года. Она отмечает, что это станет результатом усилий и успехов, достигнутых Российской Федерацией в процессе перехода к экономической системе, которая бы содействовала экономическому росту, развитию и социальному благосостоянию ее граждан, укреплению позиций страны в качестве участника товарных и инвестиционных потоков на глобальном уровне. С этой целью в течение 2011 года будут продолжены двусторонние консультации по остающимся нерешенным вопросам, включая тематику доступа на рынки в областях, представляющих взаимный интерес, в т.ч. в сельскохозяйственной.

17. Стороны сошлись во мнении, что новая ситуация в двусторонних отношениях создает условия для расширения двусторонних торговых отношений, объем которых может достичь в ближайшие годы 5 млрд. долл. США. В этих целях они будут поощрять обмен информацией о возможностях и условиях ведения бизнеса и коммерческими предложениями между российскими и аргентинскими компаниями с целью вовлечения в товарооборот продукции с высокой долей добавленной стоимости, стимулировать реализацию совместных проектов в высокотехнологичных областях, содействовать участию представителей деловых кругов обеих стран в выставках, проводимых на территории России и Аргентины, а также организации поездок и переговоров торговых делегаций. В соответствии с Единой системой тарифных преференций Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в отношении большинства аргентинских товаров применяются ставки пошлин в размере 75% от базовых ставок, установленных Единым таможенным тарифом.

18. Стороны исходят из того, что развертывание деятельности Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии создает дополнительные возможности для расширения торгово-экономических связей стран - участниц Таможенного союза с Аргентинской Республикой. В этой связи компетентные ведомства сторон активизируют информационные обмены и консультации по проблематике Таможенного союза.

19. Поощрять предпринимательские проекты между российскими и аргентинскими компаниями в сфере производства товаров и оказания услуг для удовлетворения нужд собственных рынков и экспорта в третьи страны.

20. Поощрять взаимные инвестиции и сотрудничество в приоритетных направлениях экономического развития, в т.ч. в области инновационных технологий, на основе Меморандума о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством иностранных дел, международной торговли и культа Аргентинской Республики в области инвестиционного сотрудничества, подписанного 23 мая 2011 года. Начать проведение исследований относительно возможностей инвестирования, в первую очередь в приоритетные для каждой из сторон области хозяйства, а также проводить обмен практическим опытом по вопросам привлечения и сопровождения инвестиций.

21. Продолжать регулярный диалог между представителями государственных и частных структур Российской Федерации и Аргентинской Республики, уделяя особое внимание дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества по вопросам, касающимся модернизации в отраслях экономики, представляющих взаимный интерес, в т.ч. в сфере энергоэффективности и ресурсосбережения, ядерных технологий, телекоммуникаций и информационных технологий, космоса, медицины и фармацевтики.

22. Поощрять укрепление двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства на основе Меморандума о взаимопонимании в области сельскохозяйственного сотрудничества между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства, животноводства и рыболовства Аргентинской Республики, подписанного 23 мая 2011 года, по таким направлениям, как животноводство, промышленная переработка продуктов сельскохозяйственного происхождения, технология сельскохозяйственного производства, выведение новых сортов и гибридов, проблемы полива и восстановления земель, здоровье животных и растений, качество питания, сельскохозяйственная биотехнология, доступ к сельскохозяйственным рынкам, разработка и использование биотоплива, фермерское хозяйство, придерживаться единой позиции в отношении важности укрепления уз сотрудничества в области сохранения, ответственного отношения и использования живых морских ресурсов.

23. Оказывать поддержку регулярным деловым контактам между техническими органами санитарного контроля двух стран, позволяющим обеспечить продолжение и расширение объема торговли продовольственными товарами между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой.

24. Оказывать содействие подписанию соглашений и контрактов между российскими топливно-энергетическими компаниями и аргентинской государственной компанией "Энарса" о сотрудничестве в области разведки и добычи углеводородов, поставок и маркетинга топлива и нефтепродуктов, строительстве инфраструктурных объектов нефтегазовой отрасли и других проектах, представляющих взаимный интерес.

25. Оказывать содействие в достижении договоренностей между российскими компаниями ОАО "Силовые машины", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ОАО "ВО "Технопромэкспорт", ОАО "НПО "Сатурн", ЗАО "Институт "Оргэнергострой" и аргентинскими энергетическими компаниями по строительству объектов электроэнергетики, такими как ГЭС "Пунта Негра", "Кондор Клифф", "Ла Барранкоса", "Макагуа", "Лос Бланкос", ТЭС "9 июля", "Сарате", ТЭС, работающих на угле, и др.

26. Стороны отмечают важность развития предпринимательских инициатив в сферах, связанных с возобновляемыми источниками энергии, включая ветряную, солнечную, геотермальную энергию, энергию приливов, а также биологическое топливо и гидроэнергию.

27. Стороны отмечают перспективы сотрудничества в сфере подготовки и повышения квалификации аргентинских кадров в различных областях топливно-энергетического комплекса.

28. Оказывать содействие в реализации подписанного в апреле 2011 года Стратегического плана российско-аргентинского сотрудничества в области железнодорожного транспорта между ОАО "РЖД" и Госсекретариатом по транспорту Аргентины, в частности в вопросах поставок российской стороной в Аргентину железнодорожного оборудования и подвижного состава, а также участия ОАО "РЖД" в модернизации объектов железнодорожной инфраструктуры Аргентины, включая электрификацию железнодорожной линии "Сан-Мартин" (участок "Ретиро-Пилар"), строительство и модернизацию других объектов (Трансандская железная дорога, линия "Рока" и др.).

29. Оказывать поддержку государственным и частным компаниям обеих стран, заинтересованным в поставках авиастроительной и вертолетостроительной продукции гражданского назначения, а также их совместным действиям и инициативам создания совместных предприятий в области авиастроения и вертолетостроения.

30. Стимулировать установление прямых связей между банковскими учреждениями двух стран.

31. Оказывать поддержку предпринимательским кругам России и Аргентины в создании, расширении и диверсификации возможностей для бизнеса и инвестиций, включая поощрение рабочего диалога между Советами предпринимателей Россия - Аргентина и Аргентина - Россия, другими объединениями предпринимателей двух стран. Уделять особое внимание инновационной составляющей, а также расширению сотрудничества и взаимодополняемости на региональном уровне. Поддержать инициативу Советов предпринимателей Россия - Аргентина и Аргентина - Россия о проведении ежегодных двусторонних бизнес-форумов при содействии и участии государственных структур и торгово-промышленных палат двух стран.

32. Оказывать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса России и Аргентины, заинтересованным во взаимном продвижении товаров и услуг, включая льготное кредитование на основе имеющихся соглашений и содействие их участию в ярмарках и выставках, организацию поездок торговых отраслевых и межотраслевых делегаций. Способствовать взаимодействию Советов предпринимателей и государственных структур обеих стран, специализирующихся на поддержке экспорта.

33. Оказать содействие в проведении переговоров в целях подписания соглашений по модернизации сельскохозяйственного сектора и в области рыболовства.

34. Активизировать процесс согласования Протокола о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Министерством промышленности и торговли Аргентинской Республики о сотрудничестве, обмене информацией и взаимопомощи в рамках Генеральной системы преференций.

Сотрудничество в области высоких технологий

35. В рамках Меморандума о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Министерством федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентинской Республики о сотрудничестве в области ядерной энергии в мирных целях, подписанного 24 мая 2011 года (прилагается*):

__________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


а) продолжить совместное изучение комплексного предложения ГК "Росатом" и технических аспектов будущих проектов в сфере ядерной энергетики для их осуществления в Аргентине;

б) рассмотреть возможные схемы сотрудничества, а также возможности для участия аргентинских компаний в совместных проектах в сфере ядерной энергетики;

в) продолжить переговоры и сотрудничество в рамках рабочих групп с целью ускорения проработки согласованных проектов.

36. Продолжить рассмотрение и переговорный процесс по согласованию проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

37. Продолжить двусторонние переговоры по вопросам сотрудничества, его объемам и направлениям в области использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС с учетом действующего по данной теме Меморандума о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) и Национальной комиссией по космической деятельности Аргентинской Республики (КОНАЕ).

Посредством совместных консультаций между Роскосмосом и КОНАЕ определить целесообразность подготовки к подписанию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

38. Продолжить переговоры о возможной адаптации аргентинской наземной приемной станции дистанционного зондирования Земли в провинции Кордоба для приема информации с российского космического аппарата "Ресурс-П".

39. Продолжить анализ "Инициативы сотрудничества между Российской академией наук и провинцией Сальта" при содействии КОНАЕ по отработке технологии обнаружения и изучения объектов на околоземной орбите и космического мусора.

Научно-техническое сотрудничество

40. Выработать план конкретных шагов по развитию научно-технического сотрудничества по таким перспективным направлениям, представляющим взаимный интерес, как нанотехнологии, биотехнологии, телекоммуникационные и информационные технологии, медицина, океанология и др.

41. Консультироваться по всему спектру вопросов, регулируемых Договором об Антарктике, включая укрепление его режима, неуклонное соблюдение основных целей и принципов Договора, обеспечивающего поддержание мира и стабильности в регионе.

Поощрять обмен мнениями по вопросам, связанным с другими международно-правовыми инструментами, входящими в Систему Договора об Антарктике, в частности Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, исходя из того, что меры по сохранению живых ресурсов в районе действия этой Конвенции должны приниматься в полном соответствии с ее положениями и предусмотренными в ней процедурами и с учетом прав и интересов всех государств-участников.

42. Продолжить сотрудничество в области обеспечения аргентинских антарктических экспедиций, в частности путем изучения возможностей продолжения аренды Аргентиной российских ледокольных судов и вертолетов.

43. Оказывать содействие российским и аргентинским компаниям в проработке возможностей сотрудничества в области геологии и недропользования на основе Соглашения о сотрудничестве в области геологических исследований, месторождений углеводов и твердых полезных ископаемых между ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт геологии зарубежных стран" и Горно-геологической службой Аргентины Министерства федерального планирования, государственных инвестиций и услуг, подписанного 14 апреля 2011 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»