В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации изменения в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам.
Необходимо отметить, что Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовлен также проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", предусматривающий создание Суда по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов.
Вопросы о необходимости внесения изменений, касающихся порядка назначения на должность судей специализированного арбитражного суда и предъявляемых к ним требований, его компетенции, порядка рассмотрения дел, могут быть окончательно разрешены после принятия указанного проекта федерального конституционного закона либо одновременно с ним.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
Пунктом 2 статьи 2 законопроекта предусматривается дополнение части 2 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) положением о том, что дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, рассматриваются в первой инстанции коллегиальным составом суда.
Однако в пояснительной записке к законопроекту данные, обосновывающие такое изменение, не приводятся. При этом не учитывается, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 17 АПК дело любой категории, представляющее особую сложность, может быть рассмотрено коллегиальным составом суда по решению председателя судебного состава, принятому на основании мотивированного заявления судьи.
Предлагаемое пунктом 9 статьи 2 законопроекта дополнение, обеспечивающее возможность участия в арбитражном судопроизводстве специалиста, может быть поддержано, однако требует доработки, поскольку не определяет порядок привлечения специалиста к участию в деле, а также его ответственность за отказ от дачи консультации или заключения и дачу заведомо ложных консультации или заключения.
Законопроектом предлагается дополнить АПК статьей 162_1, наделяющей специализированный арбитражный суд правом в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями, привлекать специалиста из своего аппарата советников.
Данное предложение не может быть поддержано, поскольку законопроект не определяет правовое положение советника, как это установлено статьей 58 АПК для помощника судьи и секретаря судебного заседания.
Пунктами 21 - 23 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить АПК положениями, предусматривающими передачу функций кассационной инстанции президиуму Суда по интеллектуальным правам.
Предполагаемое таким образом совмещение функций первой и кассационной инстанций в одном судебном органе представляется необоснованным и не соответствующим существующей концепции построения арбитражных судов.
Вызывает возражение предлагаемое законопроектом дополнение АПК статьей 162_2, предусматривающей право специализированного арбитражного суда направлять запросы с целью получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу рассматриваемого спора. Такие запросы обязательны для лиц, которым они адресованы.
Тем самым, указанные лица, по существу, привлекаются к участию в деле в качестве специалистов без соблюдения установленных процессуальных гарантий.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка