Закупочная деятельность лечебно-профилактических учреждений

На сегодняшней нашей встрече хотелось бы обратить внимание на вопросы, касающиеся действующего законодательства в сфере размещения заказов, а также планируемом переходе на контрактную систему. Начнем, наверное, с действующего законодательства.

Основополагающим нормативным актом, регламентирующим порядок размещения государственных и муниципальных заказов, на сегодняшний день является Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ. Данный документ регламентирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Основными целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование бюджетных средств, расширение возможности участия как физических, так и юридических лиц, стимулирование этого участия в процессе закупок, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности в ходе осуществления закупок, и предотвращение коррупции в ходе размещения заказов на государственные и муниципальные нужды.

При этом под размещением заказов понимаются действия заказчика по подбору подрядчиков, поставщиков для удовлетворения своих непосредственных нужд государственного, муниципального заказчика.

Действующим Законом о размещении заказов подразумевается несколько форм размещения заказов. В первую очередь, путем проведения торгов, на сегодняшний день это открытый конкурс, открытый аукцион, в том числе аукцион в электронной форме, и без проведения торгов, это запрос котировок и заключение контракта у единственного поставщика. Кроме того, законом предусмотрены такие формы проведения заказа, как закрытый конкурс и закрытый аукцион и порядок, который предусмотрен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 мая 2006 года N 124.

Нужно отметить, что решение о способе и форме размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, заказчиком и уполномоченным органом. Однако, есть контроль - перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р - так называемый "аукционный перечень товаров, работ и слуг". Товары, работы и услуги, которые входят в данный перечень, размещаются только аукционом, и с 1 января 2011 года - только аукционом в электронной форме. Как для федеральных заказчиков, так и для заказчиков субъектов Российской Федерации. При этом существует исключение - это размещение заказа на осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов опять-таки капитального строительства. То есть на объекты, которые вводятся в эксплуатацию, получается разрешение на строительство и которые могут быть отнесены к особо опасным и технически сложным.

20 февраля 2006 года постановлением правительства "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов" было установлено, что Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями на осуществление контроля за исполнением законодательства в сфере размещения заказов. В свою очередь, осуществляется этот контроль в ходе проведения плановых и внеплановых проверок размещения заказов, регламентируются данные проверки административным регламентом и Положением о Федеральной антимонопольной службе.

При появлении нарушений законодательства в сфере размещения заказов в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, а также в ходе рассмотрения жалоб со стороны участников размещения заказов на действие/бездействие государственных заказчиков, Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений. При этом предписание содержит четкое указания деятельности государственного заказчика, что он должен непосредственно делать для того, чтобы устранить выявленное нарушение. При этом хотелось бы отметить, что предписания выдаются вплоть до аннулирования торгов. Нужно сказать, что предписание, выданное федеральным государственным органом, является обязательным для исполнения, и за нарушение действующего законодательства в сфере размещения заказов статьями 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, а также статьями 19.5, 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В случае обжалования решений, предписаний в арбитражный суд, выданных непосредственно федеральным органом исполнительной власти, это не освобождает от исполнения этих предписаний и не освобождает от административной ответственности, о чем нужно не забывать при получении подобных документов.

1 сентября 2011 года на официальном сайте Министерства экономического развития России был опубликован проект федерального закона "О федеральной контрактной системе". Законопроект направлен на регулирование закупок товаров, работ и услуг, и планируется, что он заменит существующий закон "О размещении заказов" номер 94.

Законопроект, в случае его принятия, внесет существенные изменения в уже действующее законодательство. В первую очередь, это касается того, что основным принципом закупок станет планирование. При этом законопроект выделяет три уровня планирования: долгосрочное - не менее 5 лет - государственный план для всех государственных заказчиков будет приниматься и утверждаться на уровне федеральных органов исполнительной власти. Вторым уровнем планирования станет среднесрочное планирование - до 3 лет - приниматься оно будет на уровне субъектов Российской Федерации для каждого региона. И третьим уровнем, что непосредственно коснется каждого заказчика, будет составление планов-графиков. Каждый заказчик должен будет составлять эти планы-графики, подавать их в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, в котором будут его рассматривать и приниматься необходимость и допустимость тех или иных потребностей заказчика, затем уже вносить в среднесрочный, и затем уже в долгосрочный план. Как оно все будет выглядеть на деле, пока сложно говорить, как это все заработает, как этот механизм будет функционировать - ну, надеюсь, что-то из этого, возможно, получится.

Что касается других изменений в сфере размещения заказов, то изменятся обоснования начальной максимальной суммы контрактов. В действующем законодательстве с апреля 2011 года уже были внесены изменения, касающиеся обоснования начальной максимальной суммы контракта. В настоящее время государственные заказчики в документации конкурсной, аукционной, извещения о проведении запросов котировок, должны указывать обоснование начальной суммы контракта. При этом заказчики указывают сайты, другие источники информации, которую они получили, в том числе проходит расчет начальной суммы контракта. То есть если  указано несколько коммерческих предложений каких-то конкретных, они подлежат опубликованию документации, а дальше обязательно идет расчет цены, то есть либо вы брали среднюю цену, либо минимальную. В данном случае удобнее всего брать среднюю, потому что как основу брали счет.

В новом законопроекте предполагается, что правительством будет установлен определенный закрытый перечень источников информации для обоснования начальной максимальной цены для контракта. Предполагается, что для каждого конкретного вида закупок и конкретных видов деятельности, будь то поставка медикаментов, медицинского оборудования, либо строительно-монтажных работ, будут применяться определенные источники обоснования начальной суммы контракта. Ну, неизбежно тут будут расчеты. Как раз с точки зрения изменения законодательства в части обоснования начальной цены контракта, дополнится законодательство положениями, которые будут направлены на борьбу с демпинговыми ценными. Заявки участников, в которых цена будет менее 20% от начальной максимальной цены и выше, могут быть и должны быть отклонены заказчиком. Исключения составят те заявки, в которых участники размещения заказов смогут приложить расчет это цены, то есть как она вышла, собственно, говоря, на такую сниженную цену. Еще одним дополнением в данном случае будет являться то, что государственный заказчик сможет отклонить в принципе любую заявку, если сможет обосновать, что по данной цене контракта выполнение невозможно. Опять-таки, как это будет выглядеть на практике, как заказчик будет обосновывать и как, в свою очередь, участники будут обосновывать реальность выполнения тех или иных работ, поставки товаров и оказания услуг по заявленным ценам, скорее, всего, покажет уже практика в будущем.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs