Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств



Правительство Российской Федерации, с одной стороны, и Европейский союз, с другой стороны (когда необходимо, именуемые "Сторонами"),

осознавая общее стремление обеспечить стабильные торговые потоки узлов и агрегатов моторных транспортных средств между Российской Федерацией и Европейским союзом после введения нового инвестиционного режима в автомобильном секторе, принятого Российской Федерацией;

подчеркивая свою готовность обеспечить эффективное взаимодействие в области обмена информацией и административных процедур с целью создания необходимых условий для выполнения настоящего Соглашения;

подтверждая свои права и обязательства, вытекающие из Марракешского соглашения, учреждающего Всемирную торговую организацию (именуемого в дальнейшем "Соглашение ВТО");

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Цели и охват


Целью настоящего Соглашения является создание механизма (именуемого в дальнейшем "компенсирующий механизм"), для обеспечения того, что экспорт из Европейского союза (именуемого в дальнейшем "ЕС") в Российскую Федерацию (именуемую в дальнейшем "Россия") узлов и агрегатов моторных транспортных средств, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, не снижается вследствие вступления в силу инвестиционного режима в автомобильном секторе, установленного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 73/81/58н "Об утверждении порядка, определяющего понятие "промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 678/1289/184н (именуемым в дальнейшем "Приказ N 73").

Статья 2

Определения


Для целей настоящего Соглашения:

(1) понятие "регулируемые товары" означает любые товары, перечисленные в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению;

(2) понятие "экспорт из ЕС" означает экспорт из ЕС в Россию;

(3) понятие "товары, происходящие из ЕС" означает товары, происходящие из ЕС в соответствии с правилами происхождения, определенными в Приложении N 5 к настоящему Соглашению; и

(4) понятие "общее требование по локализации" означает средний годовой уровень локализации производства, определенный в Приложении N 1 к Приказу N 73.

Статья 3

Приостановка взимания ввозных таможенных пошлин или снижение их ставок

1. Если стоимость экспорта из ЕС регулируемых товаров в течение соответствующего календарного года (именуемого в дальнейшем "год, по результатам которого приводится в действие компенсирующий механизм") снижается по сравнению с соответствующим пороговым показателем, указанным в статье 4 настоящего Соглашения, Россия будет применять установленные в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин к объему импорта регулируемых товаров, происходящих из ЕС, определенному в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (именуемому в дальнейшем "компенсирующая квота").

2. Объем каждой компенсирующей квоты в стоимостном выражении должен соответствовать разнице (выраженной в долларах США) между пороговым показателем импорта соответствующих регулируемых товаров и объемом экспорта из ЕС соответствующих регулируемых товаров в стоимостном выражении в той же валюте в году, по результатам которого приводится в действие компенсирующий механизм.

3. Россия обеспечит применение любой компенсирующей квоты в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи соответствующим ее обязательствам во Всемирной торговой организации (ВТО) образом. С этой целью Россия обеспечит, что доля ЕС в тарифной квоте большего объема, применяемой в соответствии с положениями статьи XIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994), будет равна размеру компенсирующей квоты.

4. Размер компенсирующей квоты (квот) будет установлен с учетом развития торговли по всем тарифным позициям, содержащимся соответственно в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, при этом импорт товаров тарифных позиций 8707 10 и 8707 90 не будет разрешен в рамках компенсирующих квот.

Статья 4

Определение пороговых показателей

1. В зависимости от ситуации компенсирующий механизм приводится в действие на основании одного или обоих из следующих пороговых показателей:

(a) общая стоимость экспорта из ЕС в Россию двигателей, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, по результатам 2010 года (выраженная в долларах США); и

(b) общая стоимость экспорта из ЕС в Россию прочих узлов и агрегатов (включая узлы и агрегаты для двигателей), перечень которых указан в Приложении N 2 к настоящему Соглашению, по результатам 2010 года (выраженная в долларах США).

2. Пороговые показатели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, установлены в Приложении N 3 к настоящему Соглашению.

Статья 5

Приведение в действие компенсирующего механизма

1. Стороны рассматривают 1 марта каждого календарного года предоставленные Россией в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения статистические данные экспорта из ЕС регулируемых товаров за предыдущий календарный год.

Компенсирующий механизм приводится в действие, когда стоимость экспорта из ЕС регулируемых товаров в течение года, по результатам которого компенсирующий механизм приводится в действие, снижается более чем на 3 процента относительно одного или обоих соответствующих пороговых показателей, установленных в Приложении N 3 к настоящему Соглашению.

2. ЕС может привести в действие компенсирующий механизм путем письменного уведомления России на основании статистических данных, представленных Россией в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения. В отношении первого года, по результатам которого компенсирующий механизм приводится в действие, Россия принимает компенсирующие меры не позднее чем через 3 месяца после даты получения такого письменного уведомления. Если компенсирующая квота уже применяется, действуют положения пункта 2 статьи 7 настоящего Соглашения. Первым календарным годом, в отношении которого осуществляется мониторинг в целях установления года, по результатам которого компенсирующий механизм может быть приведен в действие, является 2012 год.

Статья 6

Исключительные обстоятельства

1. В случае, если соблюдены условия приведения в действие компенсирующего механизма, установленные статьей 5 настоящего Соглашения, но при этом за год, по результатам которого компенсирующий механизм приводится в действие, общее количество проданных на территории России новых легковых автомобилей (выраженное в штуках) существенно сократилось по сравнению с предшествующим годом, применяются следующие положения.

Если уровень сокращения продаж новых легковых автомобилей составил не менее 25 процентов, но не превысил 45 процентов, то размер компенсирующей квоты, применяемой при иных обстоятельствах, рассчитывается следующим способом:

(a) если сокращение продаж новых легковых автомобилей достигло 25 процентов, то размер компенсирующей квоты в стоимостном выражении будет сокращен на 25 процентов;

(b) в отношении любого дальнейшего сокращения от 25 процентов до 45 процентов каждый 1 процент сокращения продаж новых легковых автомобилей приводит к дальнейшему сокращению на 3,75 процента размера компенсирующей квоты в стоимостном выражении. Таким образом, когда сокращение продаж новых легковых автомобилей достигнет 45 процентов, размер компенсирующей квоты в стоимостном выражении будет равен 0.

2. Компетентные органы России будут предоставлять Европейской комиссии статистические данные в отношении продаж в России новых легковых автомобилей (в штуках) в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Соглашению.

3. Компетентные органы России будут своевременно информировать Европейскую комиссию о своих намерениях применять положения настоящей статьи и будут предоставлять необходимые статистические и аналитические данные, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных настоящей статьей. По запросу Европейской комиссии проводятся консультации в отношении намерения России открыть сокращенную квоту (квоты) или не открывать компенсирующую квоту (квоты).

Статья 7

Охват и срок действия мер, принимаемых в рамках компенсирующего механизма

1. Меры, принимаемые в рамках компенсирующего механизма, применяются как минимум в течение 12 месяцев с даты их введения. По истечении 10 месяцев с даты введения указанных мер и через каждые следующие 12 месяцев размер компенсирующей квоты подлежит пересмотру с учетом дальнейшей динамики экспорта из ЕС регулируемых товаров в течение предыдущего календарного года следующим образом:

(a) если в течение последнего календарного года (именуемого в дальнейшем "базовый период") экспорт из ЕС регулируемых товаров достиг или превысил уровень соответствующего порогового показателя, указанного в Приложении N 3 к настоящему Соглашению, Россия может прекратить применение компенсирующей квоты в течение 2 месяцев с даты проведения пересмотра;

(b) если в течение базового периода экспорт из ЕС регулируемых товаров ниже соответствующего порогового показателя, установленного в Приложении N 3 к настоящему Соглашению, применение компенсирующей квоты будет продлено еще на 12 месяцев в размере, стоимостное выражение которого соответствует разнице между соответствующим пороговым показателем и объемом соответствующего импорта в стоимостном выражении в течение базового периода.

2. В случаях, описанных в подпункте "b" пункта 1 настоящей статьи, Россия обеспечит принятие административных мер, необходимых для продолжения применения компенсирующей квоты с любыми необходимыми поправками, не позднее 30 дней до истечения исходного периода, на который компенсирующая квота открывалась.

Статья 8

Распределение компенсирующей квоты

1. Распределение компенсирующей квоты должно быть направлено на обеспечение максимально возможного использования этой квоты. С этой целью Россия будет администрировать распределение квоты путем применения системы импортного лицензирования.

2. Любое физическое или юридическое лицо, должным образом зарегистрированное в России, может подать заявку на получение лицензии на осуществление импорта в рамках компенсирующей квоты. Соответствующие регулируемые товары, происходящие из ЕС, представляемые к таможенной очистке, в рамках компенсирующей квоты будут облагаться соответствующими ввозными таможенными пошлинами, установленными в Приложении N 1 и (или) Приложении N 2 к настоящему Соглашению, при предоставлении импортной лицензии и подтверждения происхождения в соответствии с положениями приложения N 5 к настоящему Соглашению. Россия не применяет каких-либо дополнительных условий в отношении такого импорта в рамках компенсирующей квоты или последующего использования таких товаров, ввезенных в рамках этой квоты, по сравнению с импортом таких же товаров, ввозимых вне рамок компенсирующей квоты, или каких-либо требований по локализации.

3. Распределение компенсирующей квоты заявителям осуществляется своевременно и в соответствии с методом, устанавливаемым правовым актом, который будет принят Россией в соответствии с законодательством Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан. Россия уведомит ЕС о соответствующем законодательстве, как только оно будет принято. Такой метод будет принимать во внимание интересы традиционных и новых импортеров, принимая в особое внимание запросы от заявителей, заключивших инвестиционные соглашения в соответствии с Приказом N 73, и предусматривая распределение не менее 10 процентов компенсирующей квоты новым импортерам.

4. Процедуры контроля происхождения соответствующих регулируемых товаров установлены в Приложении N 5 к настоящему Соглашению.

Статья 9

Соотношение с инвестиционными соглашениями


Совокупная величина импорта внутри квоты на каждый год импортеров, которые заключили инвестиционные соглашения в соответствии с условиями, установленными Приложением N 1 и Приложением N 2 к Приказу N 73 (рассчитанная в абсолютной стоимости такого импорта для компонентов), может вычитаться из общей годовой стоимости продукции, произведенной такими инвесторами в данном году, в отношении которой применяется общее требование по локализации, установленное Приказом N 73.

Статья 10

Мониторинг

1. Россия будет предоставлять ЕС ежемесячные статистические данные в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Соглашению, начиная с предоставления статистических данных в отношении торговли за январь 2012 года. Статистические данные по каждому месяцу должны быть предоставлены не позднее чем через 30 дней по окончании такого месяца. Годовые статистические данные по каждому полному году должны быть предоставлены не позднее, чем 28 февраля следующего года, как это предусмотрено Приложением N 4 к настоящему Соглашению. В случае установления компенсирующей квоты и в течение всего срока ее действия Россия будет также в ежемесячно информировать Европейскую комиссию об импортных лицензиях, выданных в рамках такой квоты, как это предусмотрено Приложением N 4 к настоящему Соглашению.

2. Стороны будут проводить консультации, если снижение экспорта из ЕС регулируемых товаров относительно соответствующего порогового показателя наблюдается в течение 12-месячного периода. После вступления в силу компенсирующего механизма в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения Стороны проводят консультации ежеквартально.

Статья 11

Консультации

1. Консультации будут проводиться в отношении любых вопросов, связанных с применением настоящего Соглашения, по запросу любой из Сторон. Консультации должны проходить в духе сотрудничества и стремления урегулировать разногласия между Сторонами.

2. К консультациям применяются следующие положения:

(a) любой запрос на проведение консультаций направляется другой Стороне в письменной форме;

(b) при необходимости такой запрос должен сопровождаться изложением причин консультаций, направленным в течение разумного периода времени; и

(c) консультации должны начаться в течение одного месяца с даты получения такого запроса.

3. Консультации должны быть нацелены на нахождение взаимоприемлемого решения в течение одного месяца с момента начала их проведения.

Статья 12

Механизм разрешения споров

1. Если одна из Сторон полагает, что другая Сторона не выполняет свои обязательства по настоящему Соглашению, а консультации на основании статьи 11 настоящего Соглашения не привели к взаимоприемлемому урегулированию в течение срока, установленного в пункте 3 указанной статьи, такая Сторона может запросить учреждение согласительной комиссии в соответствии со статьей 3 Решения Совета по сотрудничеству, учрежденного Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 года, об учреждении правил процедуры разрешения споров в рамках данного Соглашения, принятого 7 апреля 2004 года (в дальнейшем именуемого "Решение Совета по сотрудничеству по разрешению споров").

2. В случае обращения в согласительную комиссию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи применяются положения Решения Совета по сотрудничеству по разрешению споров, за исключением статьи 2 указанного Решения в отношении консультаций. В случае, когда Решение ссылается на споры, касающиеся Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 года (в дальнейшем именуемого "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве"), считается, что оно ссылается на споры, касающиеся настоящего Соглашения.

3. Согласительная комиссия, учрежденная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не имеет компетенции оценивать соответствие меры одной из Сторон, которая является предметом рассмотрения согласительной комиссии, положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве или Соглашения ВТО.

4. В случае, если иллюстративный перечень посредников, предусмотренный пунктом 1 статьи 4 Решения Совета по сотрудничеству по разрешению споров, не был установлен к моменту запроса Стороны об учреждении согласительной комиссии в соответствии со статьей 3 указанного Решения в отношении предполагаемого нарушения настоящего Соглашения и если одна из Сторон не назначила посредника или Стороны не достигли согласия по кандидатуре председателя согласительной комиссии в течение соответствующих сроков, установленных для этой цели статьей 4 указанного Решения, любая из Сторон может обратиться к Генеральному директору ВТО для назначения посредников, которые не были назначены. Генеральный директор ВТО после консультаций со Сторонами уведомит обе стороны о назначенном посреднике (посредниках) не позднее 20 дней с даты получения такого запроса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»